Двигатель
Самостоятельно провести полную диагностику двигателя трудно, потому что не хватит квалификации и оборудования. При первом осмотре оцените работу двигателя в целом, а если автомобиль понравится — сделайте диагностику на СТО.
Осмотрите подкапотное пространство. Там должно быть сухо и пыльно, никаких подтеков, пятен и разводов. Если течь есть, только мастер на СТО точно скажет, что это за неисправность и сколько стоит ремонт.
Когда под капотом чисто — это повод насторожиться. Обычно продавцы моют двигатель, когда хотят скрыть течи и обмануть покупателя. Я знаю только одного водителя, который моет подкапотное пространство для красоты, и пятерых хитрых хозяев, которые отмывали масляные подтеки, чтобы продать неисправные машины.
Попросите продавца завести машину и послушайте работу двигателя. Исправный агрегат работает ровно и ритмично, без посторонних вибраций и щелчков. Пусть хозяин погазует — звук должен остаться ровным. Если слышите посторонний шум, придется диагностировать неисправность на СТО, даже если вы догадываетесь, в чем проблема.
Обратите внимание на выхлоп. Очень темный или, наоборот, светлый цвет, а также слишком резкий запах говорят о том, что у автомобиля проблема
Проверьте уровень и цвет моторного масла с помощью штатного щупа. Черный цвет означает, что продавец не менял масло по регламенту, а низкий уровень — что машина «жрет» масло и двигатель неисправен.
ШАГ 3 Осмотреть автомобиль
В Т—Ж уже была подробная статья о том, как осматривать кузов и салон автомобиля. Я не буду повторяться
Вместо этого напишу, на что обращать внимание, чтобы распознать продавца-обманщика или просто неаккуратного владельца
Салон. Чтобы отличить перекупщика от частного лица, я придумала простую проверку. Обычно когда люди продают машину, они продолжают на ней ездить. Значит, в багажнике и салоне останутся разные полезные мелочи. Поэтому при осмотре я спрашиваю хозяина, продолжает ли он ездить на машине, а потом ищу разложенные вещи. Если машина чисто вымыта и в ней ничего нет, кроме страховки ОСАГО, очень вероятно, что продавец хочет меня обмануть.
У меня в багажнике стоит ящик с инструментами и коробка с жидкостями — маслом, WD-40 и тормозухой. Зимой к ним добавляется щетка для снега, лопата и скребок. В салоне разложены зарядка для телефона, расческа, помада, зажигалки, скотч, солнечные очки и флешки с музыкой. В бардачке в основном бумаги: страховка, а также всякие бланки и договоры, про которые давно забыли. Бывает, что на полу валяются пустые бутылки из-под воды и фантики от мороженого.
Подкапотное пространство. Неспециалист мало что поймет, заглянув под капот автомобиля. Но кое-какие выводы можно сделать. Мне нравится, когда под капотом пыльно. Значит, никто специально там не мыл перед показом. Значит, если из какого-либо стыка подтекает жидкость, ее будет видно. Мне кажется, даже не обязательно знать, что именно течет. Если есть подтеки или масляные пятна — лучше отказаться от этой машины.
Я видела машины с подтекающей клапанной крышкой и рулевой рейкой. Ремонт стоил бы около 20 000 Р. Если бы продавец помыл подкапотное пространство, я бы не заметила подтеков.
Я всегда проверяю масло в двигателе и в коробке передач с помощью штатного щупа
Обращаю внимание на уровень и цвет. Уровень масла должен быть в норме — на щупе есть для этого специальная метка
Масло в двигателе может быть цвета от бежевого до шоколадного. Если его меняли недавно, то цвет будет более светлый. А ближе к концу срока эксплуатации масло темнеет. Если масло черное, значит, его не меняли по регламенту. Если уровень ниже нормы, значит, двигатель с неисправностями и «ест» масло.
Масло в коробке передач должно быть светло-розовое. Если оно черное, значит, коробка передач неисправна, а владелец не следит за машиной.
Это подкапотное пространство моего Соляриса. Довольно пыльно, зато видно, что нигде ничего не течет. Щупы для проверки масла: желтый — масло в двигателе, красный — масло в АКПП Это щуп для проверки уровня масла в АКПП. Масло светлое, поэтому его даже не видно на фото
Тест-драйв. Я всегда заранее спрашиваю хозяина, можно ли встретиться на пустой парковке возле любого гипермаркета и прокатиться за рулем. Если хозяин отказывает, я даже не еду на осмотр.
Во время пробной поездки я прислушиваюсь к работе двигателя — он должен звучать равномерно, без резких стуков. Всегда смотрю под капот заведенной машины. Если двигатель сильно вибрирует и трясется, значит, с ним что-то не так.
Чтобы послушать работу подвески, я стараюсь пару раз проехать через «лежачих полицейских». Если слышен стук, значит, в подвеске неисправности и придется что-то менять.
Чтобы оценить коробку передач, я разгоняюсь на прямой. Коробка должна переключать передачи ровно, без рывков. Если рывки есть, значит, коробку нужно ремонтировать.
Если во время тест-драйва я нахожу неисправности, о которых хозяин не говорил заранее, я отказываюсь от покупки. Хозяин должен знать о проблемах, которые вскрываются при такой короткой поездке. Если он о них умолчал, значит, хотел меня обмануть.
Документы
Во время осмотра в первую очередь проверяем документы: паспорт транспортного средства (ПТС), свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС) и паспорт продавца.
Смотрим ПТС. Если у машины было до четырех владельцев включительно, то очень желательно, чтобы ПТС был оригинальным. Дубликат ПТС могли выдать просто взамен утилизированного, если закончилось место в старом паспорте. А могли выдать взамен утраченного — я не рекомендую покупать автомобили с таким ПТС. Есть риск, что это угнанный автомобиль-двойник или машина, восстановленная после серьезного ДТП и списанная страховой компанией.
Причину замены ПТС указывают в графе «Особые отметки».
Смотрим СТС. Если продавец — частное лицо, он должен быть вписан в ПТС и СТС. Это делает его собственником автомобиля.
Сверяем данные об автомобиле. Вин-код, номера кузова и двигателя, мощность и другие данные должны быть одинаковыми в СТС и в ПТС. Исправления недопустимы, либо должна стоять печать ГИБДД. Любые корректировки всегда должны быть заверены подписью и печатью.
Проверяем паспорт продавца. Проверьте, чтобы ФИО владельца в ПТС и СТС совпадали с данными продавца в паспорте. В крайнем случае машину жены может продавать муж. Если продавец говорит, что он брат, друг или сват владельца — насторожитесь. Скорее всего, это частный перекупщик, который перепродает некачественные автомобили. Такие дельцы покупают машину в плохом состоянии по цене ниже рынка — после аварии или с пробегом в несколько сотен тысяч километров. Дальше они ее как можно дешевле чинят, скручивают пробег и стараются продать по цене хорошего автомобиля.
Скрученный пробег
Уменьшение пробега увеличивает цену автомобиля. На этом делаются большие деньги. Изменяя показания одометра на 3‑х летней машине на 20000–30000 км, продавец получит дополнительно несколько тыс. долларов себе в карман. В большинстве стран такая корректировка не является нелегальной. Однако владелец автомобиля должен сообщить об этом покупателю при продаже автомобиля, чтобы не нарушить закон о правах потребителя, искажая информацию о продаваемой вещи. Конечно же, никто не будет признаваться в мошенничестве. По идее, изменение показаний одометра должно быть разрешено только при его поломке и замене.
Цифры пробега помогают узнать состояние автомобиля и приближающиеся возможные ремонты. Скрученный километраж стирает историю автомобиля, индикатор износа агрегатов транспортного средства. Таким образом, покупатель не просто переплачивает за подержанный автомобиль с нереальным пробегом, но и вводится в заблуждение о реальном состоянии автомобиля. Это в определённой степени опасно, так как изношенные узлы автомобиля не будут вовремя заменены. К примеру, ремень ГРМ, не заменённый вовремя, может привести к дорогостоящему ремонту.
Аналоговые одометры были на автотранспорте 1990‑х годов. Это простые устройства. Показания счётчика было легко изменить. Многие покупатели современных подержанных автомобилей уверены, что их пробег достоверный, так как цифровые одометры невозможно скорректировать. На самом деле корректировка возможна.
ШАГ 7 Попросить скидку
Когда я уже выбрала подходящий автомобиль, я прошу скидку. Люди, которые покупали машину у меня, тоже просили скидку. Мне кажется, нет ничего плохого в том, чтобы ее просить, даже если продавец откажет.
Я не встречала идеальных подержанных машин. Всегда что-то было не так. Когда на диагностике выплывал список дефектов, я смело просила у продавца скидку на будущий ремонт. Хозяева всегда соглашались.
Еще скидку можно попросить просто за срочность. Парень, который покупал мою Лачетти, был готов ехать на сделку прямо сейчас, но просил скинуть целых 40 000 Р. Мы договорились с ним на 20 000 Р.
Свой Солярис я купила на 20 000 Р дешевле: десятку вычла на ремонт, еще десятку за срочность.
Подлинность вин-кода
Найдите вин-код на автомобиле и сверьте его с тем, что указано в документах. Так вы удостоверитесь, что перед вами именно эта машина. Номер должен читаться четко, без следов размытия, сильной ржавчины, царапин. Если номер выглядит сомнительно, то есть подозрения, что его перебили: взяли похожую машину, документы от другого авто и попытались изменить вин-код. Так обычно продают угнанный транспорт, поэтому лучше отказаться от покупки.
Вин-код находится на табличке под лобовым стеклом, на пороге под пассажирским сиденьем или на кузове под капотом. Заранее посмотрите в интернете, где находится вин-код у выбранной модели.
Hyundai Creta
Пожалуй, самый известный из недорогих кроссоверов на территории всей нашей страны. Он популярен у нас уже много лет благодаря своей невысокой стоимости, отличному качеству, проходимости, экономичности и оснащённости. При этом автомобиль обладает привлекательной внешностью и небольшими габаритами, идеальными для города. Кореец выпускается с бензиновыми силовыми установками объёмом 1,6 либо 2 литра. Их мощность составляет от 123 до 150 лошадиных сил. Моторы надёжны и неприхотливы. Купить авто можно как с механикой, так и с автоматом. Есть передне- и полноприводные комплектации. Полный привод в сочетании с немалым дорожным просветом в 190 мм обеспечивает хорошую проходимость на несущественном бездорожье.
Кроссовер оборудован множеством современных систем безопасности и электронных помощников. Они встречаются даже в самых дешёвых комплектациях. А дорогие версии по оснащённости ничуть не уступают автомобилям более высокого класса. Автомобиль прекрасно адаптирован для России, но его подвеска не всегда выдерживает плохие дороги. Также многие водители жалуются на плохую шумоизоляцию и некачественную отделку салона. Но эти недостатки вполне устранимы при желании. Тем более, что стоит авто недорого. Его сейчас можно купить за 1 200 000-1 500 000 рублей.
Nissan X-Trail II рестайлинг — средняя цена 1,3 млн рублей
X-Trail второго поколения построен на одной базе с «Ниссан Кашкай», но имеет гораздо более просторные салон и багажник. За это его и любят. А еще за неплохое оснащение и возможности на бездорожье (у всех модификаций клиренс в 210 мм и полный привод).
Из недостатков — невысокое качество материалов салона, из-за чего элементы отделки быстро затирались, появлялись скрипы и «сверчки». Также у кроссовера слабое лакокрасочное покрытие, сколы здесь не редкость.
По технической части особое внимание следует обратить на повышенный расход масла бензиновых двигателей и на состояние вариатора. При частой езде по плохим дорогам подвеска, по аналогии с «Кашкаем», долговечностью не отличается
Рестайлинговый X-Trail уже сам по себе лишен многих детских «болячек». Лучшие кроссоверы по надежности — с дизельным двигателем и классическим автоматом. Но таких в продаже мало. Скорее всего, выбор будет между бензиновыми агрегатами. Более мощный 2,5-литровый двигатель доступен исключительно с вариатором, а надежная «механика» сочетается только с мотором 2,0 л.
Лакокрасочное покрытие
Эксперты могут определить крашеные детали на глаз и на ощупь, но обычному автолюбителю лучше научиться пользоваться толщиномером или обратиться к специалистам-автоэкспертам.
Обратите внимание на цвет соседних кузовных элементов. Если есть разница между оттенками, возможно, автомобиль повторно красили
Разные тона между пластиковыми и металлическими элементами для автомобилей среднего и экономкласса — норма.
Проведите пальцами по торцу кузовного элемента. Окрашенная на заводе поверхность — гладкая, а перекрашенная — шершавая и выпуклая, как апельсиновая корка.
Толщиномер надо откалибровать и прикладывать строго перпендикулярно
Renault Duster
Современная генерация французского кроссовера, выпущенная в 2020 году, получила огромный спрос среди большой аудитории автомобилистов сразу же после старта продаж. Автовладельцы любят Renault Duster за оптимальное соотношение цены и качества, а также за технические возможности этого автомобиля.
Французский производитель концентрируется на эксплуатационном комфорте и качественном оформлении интерьера. Водительское кресло в последнем поколении Renault Duster представляет собой полноценную эргономическую конструкцию, которая обеспечивает максимальный комфорт езды: сидение снижает нагрузку на поясницу, поддерживает шею и адаптируется под все требования автомобилиста.
Не меньший показатель комфорта характерен и для пассажирских сидений — их также можно отрегулировать в соответствии с индивидуальными потребностями.
Другие, не менее важные преимущества данного кроссовера: высокий дорожный просвет (210 миллиметров), небольшой расход топлива при смешанной езде, специальные технические решения, которые эффективно предотвращают заносы во время маневрирования на скользком дорожном покрытии.
К тому же, в пределах установленного бюджета можно найти достаточно свежую модель Renault Duster, возраст которой не будет превышать пяти лет.
Резюмируя наш топ-9 лучших поддержанных кроссоверов, которые можно приобрести в пределах 1,5 миллионов рублей, отметим, что любой б/у автомобиль должен быть тщательно проверен перед покупкой. Особенно это касается востребованных на рынке моделей авто, некоторые из которых представлены в рейтинге.
Дело в том, что на такие машины «охотятся» перекупы, которые покупают не самые качественные варианты, делают косметическую подготовку и продают их с наценкой. В результате этого новый автовладелец получает не автомобиль, а сплошной «букет проблем».
Определитесь, какой вам нужен автомобиль
Какие требования вы предъявляете к автомобилю. Определитесь с типом кузова, маркой и модельным годом. Дизельный или бензиновый двигатель, механическая или автоматическая коробка переключения передач. Это может быть одна или несколько различных моделей, которые Вы бы хотели купить и подходящие под ваш бюджет.
Никогда не покупайте модифицированную (тюнингованную) машину. На ней, скорее всего, ездили, выжимая из неё всю мощность. Также неизвестно как качественно всё сделано и сколько ещё прослужит. Не стоит брать авто с «нулевым» воздушным фильтром, потому что в угоду производительности, он ухудшает фильтрацию воздуха, что сказывается на износе двигателя. Избегайте некоторых устаревших моделей, на которые сложно найти запчасти и дорогое обслуживание.
Общение с продавцом
Продавец может удерживать высокую цену автомобиля по разным причинам. Возможно, он только что выставил на продажу машину или ему требуется определённая сумма денег для покупки нового автомобиля. Вероятно, что он даже не знает какова её реальная стоимость. Ваше дело согласиться на покупку, попытавшись снизить цену, либо отказаться и переходить к другому варианту.
Покупка подержанного автомобиля является деловой сделкой. Здесь эмоции нужно держать под контролем. Даже если машина очень понравилась, вы должна проводить переговоры, основываясь на фактах, а не на чувствах.
Никакая подержанная машина не имеет фиксированной стоимости и цена, которую вы получите, зависит от вашего умения вести переговоры.
Состояние подвески
Состояние масла на щупе может многое сказать о состоянии подвески. Если вам неудобно делать эти тесты, оставьте их механику. Убедитесь, что двигатель выключен и включён ручник. Перед выбором проверьте руководство пользователя для подсказок.
- Найдите щуп для измерения уровня масла в двигателе. Обычно он имеет яркую ручку с надписью «Моторное масло».
- Вытащите щуп и проверьте уровень и состояние масла. Если масло выглядит очень грязным, а его уровень очень низкий, это означает, что, либо двигатель потребляет много масла, либо плохо обслуживается.
- Проверьте состояние самого щупа; если он покрыт черными отложениями, это также признак плохого состояния двигателя.
- Если на щупе отсутствует или очень мало масла, или охлаждающая жидкость смешана с маслом, избегайте автомобиля.
Kia Sportage
Ещё один «кореец», который получил огромную популярность среди отечественных автовладельцев. Некоторые автомобилисты считают, что при бюджете до 1,5 миллионов рублей Kia Sportage — идеальный кроссовер для ежедневной эксплуатации, особенно с учётом того, что цены на данную модель начинаются от миллиона рублей.
В пределах установленного бюджета можно приобрести данный кроссовер практически в любой комплектации, кроме самых премиальных.
Наиболее оптимальным вариантом до 1,5 миллиона рублей является комплектация Luxe, которая включает в себя полный привод, двигатель объёмом в 2,4 литра, два типа коробки передач (автоматическая и механическая), а также хорошее опциональное оснащение.
Корейский производитель установил в кроссовер современную мультимедийную систему со средним экраном, подогрев руля, лобового стекла и передних сидений, а также полностью раздельный климат-контроль.
Renault Koleos
Вы удивлены, что в рейтинге подержанных паркетников до 500 тысяч рублей присутствует не слишком популярный в России автомобиль? И совершенно зря. Да, по уровню продаж этот кроссовер и рядом не стоял с Дастером, но это очень неплохой городской SUV, являющийся дальним родственником присутствующему в нашем списке Nissan Qashqai. Хотя бы потому, что у них (а ещё у Nissan X-Trail) одинаковые гаммы моторов. Зато вы сможете стать владельцем экземпляра с пробегом до 150 тысяч километров.
Сразу скажем, предложений с двухлитровым мотором немного, большая часть присутствующих на вторичном рынке кроссоверов оснащена 2,5-литровым двигателем мощностью 171 лошадиных сил и вариатором. Оба силовых агрегата считаются в меру надёжными и долговечными, как и подвеска. Радует качество шумоизоляции автомобиля, плавность его хода, неплохие внедорожные качества и уровень оснащения.
Проблемы у силового бока фактически те же, что у Nissan Qashqai: слабый ремень вариатора (оригинальный стоит от 12 тысяч рублей), муфта перегревается из-за плохой защищённости от грязи, её замена обойдётся вам в 40-45 тысяч. При пробеге 100 тысяч километров приходится менять цепь ГРМ и опоры силового агрегата.
Мы рекомендуем проверять и чистить дроссельную заслонку каждые 50 тысяч километров, поскольку её выход из строя аукнется вам суммой в 500 000 рублей.
Отметим, что оригинальные запчасти Renault Koleos стоят дешевле, чем у японских одноклассников, да в целом ходовая у «француза» надёжнее, чем у Nissan X-Trail. Оснащение младших комплектаций стандартное – пара подушек безопасности, кондиционер, регулируемые наружные зеркала, электростеклоподъёмники, круиз-контроль и пр.