Последние вспышки из Британии
Слово Blitz переводится с немецкого не только как «молния», это и «вспышка», и «яркий блеск». Понятно оно и англичанам. Последними «Блицами» суждено было стать британским машинам. Правда, блистали они не очень долго и не слишком ярко, два раза вспыхнули и погасли.
Автомобильный завод Vauxhall Motors в Лутоне также как и фирма Adam Opel с 1930 года принадлежал компании General Motors, однако, в отличие от немцев, англичане строили не только грузовики лёгкого и среднего класса, но и тяжёлые – все под маркой Bedford, а их легковые машины назывались Vauxhall. Оба европейских филиала в послевоенное время тесно кооперировали, хотя их модели отличались. Легковые Opel и Vauxhal унифицировали значительно позднее. Коммерческие автомобили Bedford CF, поступившие на рынок ФРГ, выпускались в Англии с 1969 года, их комплектовали британскими моторами Vauxhall мощностью 70 и 80 л.с., а позднее и 60-сильным дизельным двигателем Opel.
Машины, украшенные «опелевской» эмблемой, в западногерманской прессе и некоторых документах нередко называли Opel Bedford Blitz, однако надпись на нём красовалась без слова Opel. Наибольшее число Bedford Blitz англичане поставляли в версии цельнометаллического фургона с несущим кузовом, встречались также бортовые грузовики, самосвалы грузоподьёмностью от 0,7 до 1,75 т, микроавтобусы и другие модификации. Особенно хорошо продавались кемперы на его шасси, однако такого огромного спроса как предшественники из Рюссельсхайма «Бедфорды» не имели, в ФРГ они занимали в лучшие годы около 20% рынка лёгких грузовиков.
В 1975 году корпорация General Motors предприняла попытку продвинуть в ФРГ семейство английских грузовиков полной массой до 10,5 т, также под маркой Bedford Blitz. Взялись за дело серьёзно, нашли партнёров, открыли более 50 торговых и сервисных точек. Однако немецкие перевозчики в очередь за ними не встали, в этом сегменте рынок был уже заполнен плотно, проект пришлось свернуть.
С обновлённой внешностью и 2,3-литровым дизелем смог удержать свои позиции на континенте с 1980 по 1987 год Bedford Blitz второго поколения. С окончанием его производства имя Blitz после 57 лет ушло в историю. Его наследие живёт в каждом автомобиле марки Opel в виде известной во всём мире эмблеме-молнии.
После десятилетнего перерыва заводы Opel возобновили 1997 году производство лёгких фургонов модели Arena. С 2017 года заводы Opel Automobile GmbH принадлежат французской группе Peugeot Société Anonyme. Традицию легендарных Opel Blitz продолжают сегодня модели Combo Cargo, Vivaro и Movano.
Часть 1
Часть 2
Завод в Рюссельсхайме
Как и Советский Союз, с началом войны Германия перестроила свою экономику с учётом военных потребностей. Выпуск «Кадетов» в Рюссельсхайме прекратили в 1940-м, высвободив мощности под производство комплектующих для бомбардировщиков «Юнкерс-88».
Сборка фонарей кабин немецких бомбардировщиков Ю-88 на заводе в РюссельхаймеФото: март 1943 г. warallbum.ru
Нет, оборудование и документацию не выбросили. Всё рачительно собрали, упаковали и складировали в надёжном месте до лучшего времени. Однако в 1944-м британские пилоты превратили военное производство в развалины вместе с большинством «мирных» станков.
Сохранилась лишь малая толика. Советские специалисты обнаружили в тайниках оснастку для производства двухдверных кузовов и некоторых узлов шасси. Оборудование дорогое, но бесполезное, учитывая причину отбраковки «КИМ-10». Вождь желал видеть малолитражку с четырьмя дверьми.
Строго говоря, оригинальных чертежей в Рюссельсхайме никогда не было. Компанией «Адам Опель» владела корпорация «Дженерал Моторс». Разработкой и «Кадета», и его предшественника «Олимпии» занимались американские инженеры.
Наверняка в Детройте можно было найти всю необходимую документацию. Там же заказать сложную оснастку для производства четырёхдверных кузовов.
В годы войны это могло бы стать вполне приемлемым решением, но после её окончания союзнические отношения быстро деградировали. Бывшие друзья превратились в «вероятных противников». Кто же станет просить об одолжении врагов?
Кроме завода «Опеля», СССР вполне мог забрать себе другое, менее пострадавшее предприятие. Например, «БМВ» в Эйзенахе или «Фольксваген» в Вольфсбурге. Оба они восстановили производство малолитражек в 1946 году. Вполне достойные кандидаты на высокое звание «Москвич».
Фердинанд Порше рядом с автомобилем Volkswagen-38Фото: Вена, Австрия, 1940 г. warallbum.ru
Однако «БМВ» и «Фольксваген» — это не «Опель», как требовало постановление ГКО. Никто не осмелился перечить воле вождя.
Оставался последний доступный вариант — скопировать «Опель-Кадет» по имеющимся образцам, разработать собственные чертежи и технологию производства.
В самой идее такого полулегального копирования не было ничего нового. Например, французский концерн «Рено» под собственным брендом «Джавакватре» производил доработанную копию «Кадета-Олимпии» с 1937 по 1960 год без всяких лицензий, ни у кого не спрашивая позволения.
Но кто займётся этой работой? Возможности конструкторов Московского завода малолитражных автомобилей, на который ГКО возложил производство «народной малолитражки», к сожалению, были в то время весьма скромными.
Гром и молния войны
К середине 30-х годов грузовики Opel Blitz стали самыми массовыми не только в гражданском секторе Германии, но и в возродившейся армии. Американских владельцев поначалу это не смущало, как не смущало и назначение на ключевые должности в их немецком филиале нацистов, и массовые увольнения рабочих и служащих еврейской национальности. Гешефт процветал, дивиденды акционерам в США переводились исправно. В марте 1938-го солдаты вермахта въехали на «Блицах» в Австрию, полным ходом шла подготовка к вторжению в Чехословакию, а 9 июня того же года рейхсканцлер Гитлер наградил ответственного за филиал Opel вице-президента компании General Motors Джеймса Д. Муни Орденом Заслуг германского орла 1-й степени. В тот год Adam Opel AG обеспечил 46,6% всего экспорта Германии, автомобили этой марки нашли своих покупателей в Швеции, Дании, Польше, Аргентине, Южной Африке и даже Коста-Рике, Китае и Новой Зеландии.
Вскоре началась Вторая мировая война. В 1941 году после объявления Германией войны США последние американские служащие фирмы Adam Opel AG вернулись домой. Заводы же оставались формально в собственности General Motors и были объявлены американцами своим «имуществом во вражеских руках».
К 1940 году была закончена разработка новых 3-тонных модификаций: капотный грузовик с новой кабиной и изменённым оперением и его бескапотная версия, они задумывались для мирных целей. Однако начать их производство во время войны было немыслимо, они так и остались прототипами. Один прототип полноприводного армейского грузовика с кабиной над двигателем тоже в серию не пошёл. К тому времени заводы Opel резко сократили производство гражданской продукции. В небольших количествах продолжался выпуск шасси для пожарных машин и автобусов, и бортовых грузовиков для гражданского сектора, с 1943 года они оснащались газогенераторами Imbert. Автомобили Opel Blitz идеально подходили для военной службы. Для нужд вермахта на заводе в Бранденбурге строили в большом количестве специальные 3-тонные модели: стандартный Blitz 3,6-36 S и полноприводный Blitz 3,6-6700 A, до 1942 года выпускалась также лёгкая военная модификация Blitz 2,5-32. В предвоенные и военные годы на базе трёхтонных моделей было создано немало специализированной военной техники как вспомогательного, так и боевого назначения. Она широко применялась немцами и их союзниками на всех фронтах Второй мировой войны, а больше всего, разумеется, на Восточном. «Блиц» был задействован как в «блицкриге», так и в оборонительных боях после его провала. В оккупированных Варшаве и Риге фирма Opel открыла мастерские для ремонта прибывавших с фронта грузовиков. В условиях войны утвердилось превосходство Opel Blitz над другими грузовиками вермахта среднего класса.
Машина была настолько хороша, что в 1944 году в принудительном порядке её производство по лицензии начали на заводе Daimler-Benz в Мангейме под названием Mercedes-Benz L 701. Лицензионный грузовик выпускался только с колёсной формулой 4х2 и в упрощённом виде, он оснащался унифицированной фанерной «эрзац-кабиной». Никаких эмблем на нём не ставили, украшать трёхлучёвой звездой чужую конструкцию руководители знаменитого концерна не захотели. Вероятно, им было не по душе, что их собственные грузовики проигрывали конкуренту. Планировалось производство «Блица» и на заводе фирмы Borgward в Бремене, но после налёта американской авиации на город в октябре 1944 года, надежды освоить в Бремене выпуск у немцев больше не осталось.
Досталось и заводу Opel в Бранденбурге, бомбардировку британской авиацией 6 августа 1944 года он не пережил, к концу войны его восстановили, но автомобили там больше не делали. А в Мангейме выпуск лицензионных машин продолжался до конца войны. Собирали 3-тонный Mercedes-Benz L 701 и после войны – в кооперации c фирмой Opel (часть автомобилей продавалась под этой маркой), которая поставляла кабины. Длилось это до июня 1949 года. Последнюю партию собрали в 1950–1954 годах на заводе Opel в Рюссельсхайме. В июле 1946 года там возобновилось производство старой 1,5-тонной модели Blitz с 2,5-литровым двигателем мощностью 55 л.с. от легковой машины Opel Kapitän, продолжалось оно до 1951 года.
Во время Великой Отечественной войны грузовики Opel Blitz в огромном количестве стали трофеями Советской Армии. Их задействовали на фронтах в Европе и Маньчжурии, служили они в войсках и в послевоенные годы. По мере поступления новой техники их постепенно передавали из армии на работу в народное хозяйство СССР. Не секрет, что конструкция «Блица» оказала заметное влияние на удачный советский грузовик послевоенного периода ГАЗ-51.
Немецкие «шараги»
В конце войны множество «забронированных» от фронта советских учёных, специалистов министерств и предприятий были призваны в Красную Армию. В спешном порядке им присваивались офицерские звания, из них формировались команды и отправлялись в Германию.
«Москвич-400/401»Фото: Lars-Göran Lindgren Sweden, ru.wikipedia.org
И хотя кадровые военные относились к коллегам в новенькой форме снисходительно, называли их погоны «ненастоящими», эти люди даром хлеб не ели. Перемещаясь порой буквально по пятам боевых частей, они искали, учитывали, принимали меры для сохранения материальных ценностей, которые затем отправлялись в СССР в качестве трофеев и репараций.
Вскоре после окончания боевых действий пришло понимание, что ценность представляют не только немецкие станки и технологии, но и сами люди, уникальные специалисты различных отраслей науки и производства.
В разрушенной стране большинство их оказалось не у дел. Обладая высокой квалификацией, опытом и способностями, они влачили жалкое существование, многие были готовы работать за еду для себя и своих семей.
Не отставая от других ведомств, советский Минавтопром организовал в Германии научно-технический отдел, объединивший 11 конструкторских бюро. В них, руководимые «профсоюзными полковниками», в разных городах Германии трудились сотни немецких учёных, инженеров и рабочих.
Немецкие «шараги» разработали более десятка вариантов кузова и двигателя будущего «Москвича», в том числе перспективные рестайлинговые модификации.
Сталин по-прежнему следил за судьбой «народного автомобиля». В конце апреля 1947 года для него организовали очередной показ в Кремле, где презентовали всю гамму немецких разработок.
Вождю машины понравились, но одобрил он только два варианта: седан и работягу-фургон с тремя дверьми и деревянными элементами кузова. Автомобилестроению не хватало стального проката.
Дальше всё, как описывает официальная история. Немецкие «временные трудовые коллективы» прекратили существование вместе с образованием ГДР и упразднением Советской военной администрации в 1949 году. МЗМА продолжил разработку и производство «Москвичей» до 2001 года.
Очень жаль, но завод и его машины сгубили «лихие девяностые». Хочется верить, что когда-либо неприхотливые автомобили с «надёжным и весёлым, рабочим характером» всё же вернутся на наши дороги.
Коллекционная модель
Как видим, Опель Капитан стал настоящим долгожителем. Он просуществовал на рынке более 30 лет, пережил войну, 8 модернизаций и сегодня остается желанным экспонатом в коллекциях ценителей раритетной техники.
Это настоящая коллекционная модель, изюминка в любом гараже настоящего фанат ретро-автомобилей. Наиболее востребованными, конечно же, считаются кабриолеты 1951-53 гг. и модель P1, выпускавшаяся всего один год
Важно отметить, что это экспонаты не для постоянной езды, потому что уровень коррозии у этой машины крайне высок, и требуется серьезный уход за “Капитаном”, иначе легендарный авто может просто сгнить прямо в гараже
Модификации Opel Kapitan
- Первое поколение (1938-1940 гг) представлено седанами и кабриолетами с несущим кузовом и независимой передней подвеской. На авто устанавливали шестицилиндровый силовой агрегат и трехступенчатая механическая коробка передач.
- Второе поколение – 1948-1950 гг. В послевоенные годы автомобиль немного доработали. Рычаг переключения передач был перемещен на руль. Kapitän производился только в одном варианте – 4-дверном седане. Максимальная скорость составляла 126 км/час, а расход топлива – 13 л/100 км. На машину устанавливался 54-сильный движок, объемом 2,5 л.
- Третье поколение (1951-1953 гг.) представляло собой рестайлинг предыдущей модели. Мощность мотора в нём конструкторы подняли до 57 «лошадей» путем увеличения степени сжатия с 6 до 6,25.
- Четвертое поколение (1954 -1957 гг.) получило коробку передач с третьей повышенной скоростью. Степень сжатия подскочила до 7, что позволило увеличить мощность силового агрегата до 67, а потом до 74 лошадиных сил. Максимальная скорость возросла до 140 км/ч, а расход топлива снизился до 11,5 л./100 км.
- Пятое поколение Р-1 – 1958 -1959 гг. «Опель-Капитан» стал ниже на 6 см. и шире, получил панорамные стекла.
- В шестом поколении (1959-1963 гг.) кузов авто был реконструирован: поменялась передняя и задняя часть, крыша стала плоской. Инженеры установили на модель новый 2,6-литровый двигатель, увеличив скорость до 150 км/час.
- Седьмое поколение – 1964-1968 гг. Кузов перетерпел серьезные изменения. Разработчики оснастили модель 2-ступенчатой автоматической коробкой передач, можно было приобрести и машину с 4МКПП, 2,6;2,8 и 4,6-литровыми силовыми агрегатами.
- Восьмое поколение. 1969-1970 гг. 4 МКПП и 3 АКПП – варианты трансмиссии. 2,8-литровый 130 и 143-сильный «движок».
1 of 5
Зигзаги молний
25 марта 1945 года американские войска заняли город Рюссельсхайм. Завод вернулся к законным хозяевам. Вскоре началось его восстановление, затем потекли инвестиции. Однако в 1951 году компания General Motors потребовала от филиала Adam Opel AG возмещение потерянных за годы войны дивидендов в размере 22,4 миллиона рейхсмарок в пересчёте на доллары по курсу 1942 года. В самих США это требование назвали «позорным» – получалось, что акционеры не брезговали доходом, кроме прочего, с принудительного труда военнопленных и заключённых концлагерей.
В 1952 году на смену 1,5-тонному «Блицу» пришла 1,75-тонная модель с абсолютно новым дизайном кабины и оперения – снова типично американским. На ней установили экономичный 2,5-литровый двигатель мощностью 58 л.с. Новый Blitz продавался на ура в Западной Германии и на экспортных рынках. Через три года грузоподъёмность машины довели до 2 т, а мощность двигателя – до 62 л.с., предлагали её в двух базовых модификациях шасси и с различными кузовами. Многочисленные заводы и заводики строили на её шасси разнообразную технику: почтовые, продуктовые и мебельные фургоны, автобусы, полицейские, пожарные и коммунальные машины, автомобили скорой помощи, самосвалы – всего не перечесть. Автомобиль стал одним из символов «экономического чуда» ФРГ.
В 1960 году Blitz модернизировали. Округлые формы кабины и длинного капота сменили на угловатые, а капот стал покатым и значительно короче – автомобиль подогнали к тогдашней моде, диктуемой европейскими дизайнерами. На некоторых модификациях применили новый 2,6-литровый двигатель мощностью 70 л.с. В Рюссельсхайме началась реконструкция завода и увеличение выпуска легковых машин, от полного цикла производства новой модификации грузовиков пришлось отказаться и привлечь субподрядчиков. С тех пор кабины и стандартные кузова к Opel Blitz делала фирма Karosseriefabrik Voll KG из баварского города Вюрцбург. Стоит отметить, что позднее фабрика Voll занималась переделкой советских автомобилей ВАЗ-2121 «Лада Нива» в кабриолеты.
Грандиозный подъём экономики ФРГ повысил спрос на грузовые машины малого класса, оживились и конкуренты. Дабы удержать свои позиции на рынке, конструкторы завода Opel обновили в 1965 году Blitz и расширили программу. Капот машины стал «квадратным», 6-цилиндровые грузовики дополнили модификацией с новым 1,9-литровым 4-цилиндровым мотором, развивающим 70 л.с. В следующем году в программу добавили 6-цилиндровый двигатель мощностью 80 л.с., а в 1967-м впервые применили 6-цилиндровый 60-сильный дизель – французский Indenor.
В конце 60-х годов Opel Blitz по-прежнему остаётся одним из самых популярных лёгких грузовиков, занимая в этом сегменте почти половину рынка ФРГ, экспорт также идёт хорошо. Но, поскольку в Рюссельсхайме делали главную ставку на увеличение производства ещё более популярных легковых машин, руководство фирмы приняло, вероятно, роковое решение о прекращении выпуска грузовиков в Западной Германии. На замену подготовили лёгкий грузовик, разработанный британским филиалом компании General Motors заводом Vauxhall Motors в Лутоне, известным грузовиками марки Bedford. В 1973 году он дебютировал в ФРГ, а 10 января 1975 года производство классических «Молний» прекратили. Всего в Рюссельсхайме и в Бранденбурге за 45 лет было выпущено 442 312 грузовых машин Opel Blitz. Автомобиль, давший марке Opel фирменную эмблему в виде молнии, канул в историю.
История производства
После презентации в 1937 г. до конца года было изготовлено всего 8 «Адмиралов». Серийное производство было налажено весной 1938 года. К этому времени желание приобрести новинку охватило многих богатых немцев. Производитель планировал уже летом покрыть эти запросы. В числе первых заказчиков оказалось правительство Третьего Рейха, арендовавшее 10 кабриолетов Admiral. В течение 1938 года компания Opel произвела 3340 «Адмиралов».
В модели, выпущенные в 1939 году, были внесены незначительные изменения, в основном они коснулись дизайна кузова и салона. Всего за время производства модели 1937-1939 гг. было собрано 6404 автомобиля, из них 3500 – 4-дверные седаны, 2314 – кабриолеты. Кроме того, было произведено 590 шасси, которые использовали для своих экспериментов кузовные фирмы Hebmuller, Erdmann und Rossi, Baur, Glaser.
В Дрездене Glaser строил на их основе 4-дверные фаэтоны. В Бармене (Вупперталь) фирма Hebmueller производила стильные кабриолеты с двумя дверями и шестиместные лимузины с внутренней перегородкой.
В 1939 году Германия вступила в военные действия, развязанные Третьим Рейхом. Производство было перестроено под военные нужды, на конвейерах, выпускавших ранее Admiral, началась сборка армейской техники, в том числе грузовиков Blitz.
После войны компания Opel решила не возобновлять производство «Адмиралов», поскольку вместо роскошных автомобилей востребованными стали недорогие малолитражки. В 1947 году автоконцерн возобновил выпуск Opel Olympia.
Admiral A
Почти через 20 лет, в 1964 году, компания Opel возобновила производство Admiral в составе серии «KAD» (Kapitän, Admiral, Diplomat). Модель оказалась в середине тройки и комплектовалась до 1968 года рядным 6-цилиндровым двигателем OHV (объём 2,6 л, мощность 100 л/с, 74 кВт), развивавшим скорость до 158 км/ч. В сентябре 1968 года его сменил рядный 6-цилиндровый CIH двигатель на 2,8 литра мощностью 125 л/с (92 кВт), максимальная скорость 170 км/ч. Моторы на 2,6 литра сняты с производства в 1965 году. Кроме этих двух двигателей некоторые модели Admiral комплектовались V8 Chevrolet 4,8 л. Этот мотор устанавливался также на Opel Diplomat.
К концу 1967 года у двигателей 2,8 л появились двухкамерные карбюраторы HL, что позволило увеличить мощность до 140 л/с, 103 кВт. Одновременно с этим все модели KAD стали комплектоваться новым шариковым рулевым управлением и обзавелись обновлёнными приборными панелями.
В период 1964-1968 гг. с конвейера сошло 55 876 «Адмиралов», всего автомобилей серии KAD произведено 89 277. Admiral стал самым популярным в тройке.
Admiral B
На Женевском автосалоне в марте 1969 года был представлен Admiral наряду с обновлёнными «собратьями» тройки Kapitän и Diplomat. Однако уже в мае 1970 г. Kapitän был снят с производства, а Admiral и Diplomat производились до конца 1977 г. Затем им на смену в 1978 году пришла модель Opel Senator.
Admiral B комплектовался следующими типами двигателей:
1-bbl – рядный 6-цилиндровый с рабочим объёмом 2,8 литра (132 PS Opel Admiral);
2-bbl – мощностью 143 л/с (Opel Admiral 2800 S 145 PS);
2-bbl с впрыском топлива мощностью 163 л/с (Opel Admiral E 165 PS).
Opel Admiral E стал первой моделью с впрыском топлива. На всех моделях устанавливалась 4-ступенчатая механическая или 3-ступенчатая автоматическая коробка передач. В январе 1972 года на Admiral E механические КПП перестали устанавливать.
В 1975 году изменились стандарты ограничения вредных выбросов и индекс моделей был понижен до 129/140/160 PS.
В период 1968-1977 гг. на заводах Opel было собрано 33 000 автомобилей серии Admiral B.