Экстерьер
Внешность Superb третьего поколения исполнена в экспрессивном и одновременно сбалансированном дизайне, который напоминает очертания концепта VisionC, впервые представленного публике в 2014 году. Фронтальная часть лифтбека содержит массивную радиаторную решётку с граненой головной оптикой и декором в стилистике богемского хрусталя. Завершает композицию бампер с аэродинамическими скульптурными очертаниями.
Дизайнерам удалось скрыть истинные размеры Superb – пятиметровая машина выглядит динамично и даже воздушно. В то же время наличие многочисленных рельефных выштамповок придаёт лифтбеку солидности.
Skoda Superb в сером цвете
Третья по счёту генерация Skoda Octavia (модели эволюционируют практически параллельно) выглядит столь же солидно и лаконично. Здесь тоже наличествует гранёный силуэт, но автомобиль выглядит не столь гармонично, как старший собрат.
Во многом диссонанс вызывает передняя часть лифтбека, как будто скопированная с Mercedes W212. Впрочем, с других ракурсов Octavia выглядит более цельно.
В соревнования экстерьеров, выбирая Octavia или Superb, мы отдаём небольшой перевес последней.
Управляемость и безопасность
Управляемость Octavia не вызывает вопросов – она предсказуема и легко читается во всех дорожных ситуациях. В скоростные повороты лифтбек входит залихватски. С энергоёмкостью подвески не всё идеально: мелкие неровности она замечает и отзывается на них. На грунтовых дорогах Octavia проявила себя в целом неплохо, продемонстрировав умение хорошо справляться с лёгким бездорожьем, соответственно своему дорожному просвету.
Салон Skoda Octavia
Разница между Skoda Superb и Octavia в этом отношении не разительная, но вполне очевидная. Старшая модель намного комфортнее, и по степени шумоизоляции, и по плавности хода. Более того — по этим показателям она входит в число явных лидеров в своём классе. Микронеровности автомобиль просто не замечает, мягкие толчки возможны только на крупных выбоинах и горбах. Что интересно – на заднем сиденье ещё мягче. Обычно всё наоборот.
Старший и младший
Пересаживаемся на дизельный Superb и сразу чувствуем, как этот автомобиль похож и одновременно не похож на “младшую” Octavia. На скоростной прямой “старший брат” солиден и напорист. Рулевое управление столь же прозрачное. Потенциал 2-литрового мотора обеспечивает флагманской модели вполне достойное ускорение как с малых, так и со средних скоростей. Однако если Octavia с таким же двигателем и трансмиссией остервенело рвется в бой, то Superb реагирует на “газ” степенно и величаво, что связано в первую очередь с большей снаряженной массой – разница в 150 кг дает о себе знать. Полуторатонный Superb также чуть вальяжнее замедляется и норовит уйти в занос на скользком вираже. Пересев с Superb на “гольф”-класс, мы не учли поначалу эту разницу в весовых категориях. Результат – уход с траектории в крутом повороте. Тяжелый переднеприводной автомобиль пришлось отлавливать рулем и возвращать на курс “газом”. Зато даже на крутом заснеженном подъеме дизельный флагман не тушуется – помогают все та же ESP, ручной режим коробки передач и тяговитый турбодизель.
Плавность хода дизельного Superb тоже выше всяких похвал. Пожалуй, именно такая машина – оптимальный выбор для дальних путешествий. Во-первых, пассажиров не растрясет, во-вторых, расход в смешанном цикле близок к заявленным 5,9 л/100 км. Салон и багажник автомобиля, совмещающего в себе достоинства седана и хэтчбека, просторны. Даже Octavia, вплотную подобравшаяся в плане габаритов к сегменту “D”, балует запасом места для пятерых. Что уж говорить о Superb!
Дизельный Skoda Yeti, конечно, не “младший брат” в семействе, но, как видно, главный озорник. Недаром при продвижении модели в Европе используется слоган “Be prepared for something wild” (буквально: “Будьте готовы к чему-то дикому”). Забегая вперед, скажем, что 2-литровый полноприводной кроссовер оказался лучшим выбором при штурме горных дорог в окрестностях Крконоше – к слову, одного из самых холодных районов Чехии. Слагаемых уверенной езды зимой в случае с Yeti довольно много. Несмотря на снаряженную массу почти в полторы тонны, дизельный кроссовер оказался самым резвым, послушным в управлении и цепким на заснеженном горном серпантине. И прежде всего благодаря системе полного привода, аналогичной применяемой на Octavia 4×4.
На сухом покрытии электроника передает на передние колеса 96% тяги. В случае пробуксовки в дело вступает многодисковая электрогидравлическая муфта Haldex четвертого поколения. С ее помощью на заднюю ось может перебрасываться до 90% момента. Существенно, что тяга распределяется между колесами Yeti деликатно, способствуя устойчивости машины на мокром и обледенелом асфальте. Опционная система помощи при подъеме и спуске минимизирует пробуксовку на склонах. Однако дизельный Yeti, конечно, не Land Rover Defender и даже не Toyota RAV4, у которых можно принудительно заблокировать муфту. После очередной провокации, когда Yeti был безжалостно направлен нами на снежную целину, мы оказались в плену. Электроника решила, что тяга нужна исключительно задним колесам, и Yeti елозил нешипованными шинами, закапываясь в снег все глубже и глубже. Не помог ни Haldex, ни плечи журналистов, ни лопаты. Из заточения вызволил местный житель с полноприводным пикапом и тросом.
Зато на заснеженном шоссе, ведущем с северо-востока Чехии в Прагу, Yeti играл роль хозяина дороги, оправдывая свое название. Радио информировало о дорожном коллапсе, но кроссовер рыскал между буксующими фурами, игнорируя снежную кашу, не мешкая ускорялся при обгонах и замедлялся без ухода с траектории. Двухлитровый двигатель, как и в случае с Octavia и Superb, демонстрировал приемистость и эластичность, а настройки рулевого управления давали четкую информацию о контакте передних колес с дорогой. Словом, “снежный человек” попал в свою стихию.
Дизель всему голова
Три новинки выстроились на парковке пражского аэропорта Ружине будто по росту, но мы намеренно начинаем с универсала Octavia. Модель “гольф”-класса – та золотая середина, тот эталон, который поможет быстро ухватить суть новой дизельной модификации. Первое впечатление: знакомый инструмент качественно настроен. Поворот ключа зажигания, и из-под капота раздается приятное дизельное урчание. Двухлитровый мотор убаюкивающее стрекочет на холостом ходу. С началом ускорения стрекотание сменяется бодрящим рокотом, а если автомобиль подстегнуть акселератором, – то на удивление злым рыком, напоминающим о машинах со спортивной системой выхлопа.
В том числе и благодаря 6-ступенчатому “роботу” с двумя сцеплениями ускорение происходит интеллигентно, не нервозно, без рывков и задержек при переключениях. Принципиально, что выбор “мануального” режима коробки передач оправдан крайне редко – разве что при преодолении горных спусков и подъемов. Хочется ускоряться более интенсивно – тогда разумнее всего перевести селектор КП в позицию “S”. Коробка будет дольше удерживать пониженную передачу, реакции на нажатие правой педали обострятся. Однако “оспортивленная” таким образом машина будет активнее тормозить двигателем, если резко бросить “газ”. В городской толчее это не всегда удобно.
Для автомобиля “гольф”-класса 140 дизельных сил и пиковые 320 Нм тяги, доступные в диапазоне от 1750 до 2500 об/мин, весьма солидный запас. Octavia напориста при наборе скорости и не тушуется даже на заснеженной дороге благодаря современной системе стабилизации, включающей противобуксовочную систему ASR, систему торможения двигателем MSR, систему помощи при подъеме в гору и еще с десяток умных, пусть и недоступных в базовом оснащении “электронных помощников”. Бодрый двигатель незаменим и на трассе. Обгоны даются дизельной Octavia с легкостью, под правой педалью всегда ощущается запас для ускорения. В салоне при этом вполне приемлемый уровень шумов.
Подвеска дизельного автомобиля – одна из лучших в классе. Кому-то, в особенности на плохих дорогах, она может показаться жестковатой. Но, на наш взгляд, баланс между комфортом и управляемостью в случае с дизельным универсалом идеален. Присутствие под капотом турбодизеля не только не ухудшило развесовку, но и, субъективно, даже улучшило управляемость. Дизельная Octavia уверенно держится за дорогу на скоростной прямой и залихватски прописывает виражи. Неизменный запас тяги позволяет увереннее вытаскивать автомобиль из заноса. Руль, оснащенный электромеханическим усилителем, порадует активных водителей: и тебе адекватное реактивное усилие на ободе, и острота управления, близкая к оптимальной. Под стать рулевому управлению и тормоза: левая педаль обладает выверенным ходом, замедление адекватно прилагаемому усилию.
В короткий список недостатков можно было бы записать неспешный по умолчанию прогрев салона в холодное время. Однако опробованная нами Octavia была оснащена опционным предпусковым подогревателем, и проблемы с обогревом (в основном лобового стекла) возникали лишь по возвращении в припаркованный автомобиль после двух-трехчасового перерыва в пути. Зато все дизельные Skoda, поставляемые в Россию, оснащаются в “базе” дополнительным электрическим нагревателем топливной системы, так что проблема завести машину исключена даже в лютые холода.
Считаем
Остается огласить цены на дизельные новинки. Разумеется, моноприводной Superb – самый дорогой из опробованных в Чехии Skoda. Такой автомобиль обойдется в 1 124 000 рублей, но речь идет в данном случае о топовой комплектации Elegance (более скромными версиями дизельный Superb в России пока не представлен). В вышеозначенную сумму входят отделанный кожей салон, легкосплавные 16-дюймовые колесные диски, биксеноновые адаптивные фары, круиз-контроль и прочие электронные блага. Двухлитровая Octavia с коробкой передач DSG также представлена в России лишь в комплектации Elegance, и за нее придется отдать 969 000 рублей. Список базового оснащения почти столь же богат, как и в случае с Superb. И наконец, полноприводной Yeti в топовой комплектации Experience обойдется в 1 119 000 рублей. Это хорошая альтернатива полноприводной версии с 1,8-литровым бензиновым мотором, оснащенной исключительно 6-ступенчатой механической коробкой передач и оцененной в сопоставимой комплектации в 1 019 000 рублей.
Салон и багажник
Внутри ситуация заметно хуже, чем снаружи. Не в том плане, что всё плохо – здесь, наоборот, претензий немного. Просто салоны у моделей практически идентичны. Это копирования проявляется настолько явно, что стало поводом для шквала критики.
Салон Skoda Superb
Автопроизводитель тоже прекрасно понимает, что ситуация требует внесения изменений, и обещает, что в будущем предпримет соответствующие шаги в нужном направлении. Сбудется ли обещанное, посмотрим уже скоро, но факты – упрямая вещь: сходство моделей наблюдается на протяжении десяти последних лет.
Но нельзя не отметить различие в габаритах, которое особенно явно проявилась в объёмах багажников. Если вы спросите, чем отличается Skoda Octavia от Superb во внутреннем убранстве, то это багажники. У Superb это солидные 625 литров, увеличиваемых при трансформации заднего ряда сидений до 1760 литров. У Skoda Octavia грузовой отсек намного меньше – 568 литров, при сложенном заднем диване объём увеличивается до 1558 литров.
Двигатели и трансмиссии
Skoda не пожалела для российского рынка силовых агрегатов – их предлагается аж 4, и все с турбонаддувом. Базовым является 1,4-литровый 150-сильный мотор. За ним следует двухлитровый аналог, форсированный в трёх вариантах: 190/220/280 л. с.
Младший двигатель сочетается с шестиступенчатой механикой, опционально можно установить семиступенчатый робот. Он же является базовым для 190-сильного мотора.
Двигатель Skoda Superb
Два оставшихся мотора комплектуются шестидиапазонным роботом, при этом 280-сильный агрегат поставляется с полным приводом.
Гамма моторов у Octavia меньше на единицу, но типов трансмиссий четыре:
- 1,6-литровый 110-сильный атмосферник относится к начальному уровню. Он работает в паре с пятиступенчатой механикой или шестидиапазонным автоматом;
- 1,4-литровый 150-сильный турбированный мотор занимает промежуточное место в линейке силовых агрегатов Skoda Octavia. Он оснащается шестиступенчатой МКПП или семискоростным роботом;
- 1,8-литровый 180-сильный турбированный двигатель считается топовым, коробки ему полагаются те же, что и у меньшего собрата.
Передний привод, как и в Superb, присутствует только в топовом варианте, но в виде опции.
Как и предполагалось, по двигателям сравнение Skoda Octavia и Superb складывается не в пользу меньшего по классу лифтбека.
Skoda Octavia III (A7) Рестайлинг 2017 — 2020, Лифтбек
1.4 AMT, Бензин, 150 л.с., Передний, Робот
1.0 AMT, Бензин, 116 л.с., Передний, Робот
1.0 MT, Бензин, 116 л.с., Передний, Механика
1.2 MT, Бензин, 86 л.с., Передний, Механика
1.4 AMT, Газ/бензин, 110 л.с., Передний, Робот
1.4 AMT, Бензин, 150 л.с., Передний, Робот
1.4 MT, Газ/бензин, 110 л.с., Передний, Механика
1.4 MT, Бензин, 150 л.с., Передний, Механика
1.5 AMT, Бензин, 150 л.с., Передний, Робот
1.5 AT, Бензин, 113 л.с., Передний, Автомат
1.5 MT, Бензин, 150 л.с., Передний, Механика
1.6 AMT, Дизель, 116 л.с., Передний, Робот
1.6 AT, Бензин, 110 л.с., Передний, Автомат
1.6 MT, Бензин, 110 л.с., Передний, Механика
1.6 MT, Дизель, 116 л.с., Передний, Механика
1.6 MT, Дизель, 116 л.с., Полный, Механика
1.6 MT, Дизель, 90 л.с., Передний, Механика
1.8 AMT, Бензин, 180 л.с., Полный, Робот
1.8 AMT, Бензин, 180 л.с., Передний, Робот
1.8 MT, Бензин, 180 л.с., Передний, Механика
2.0 AMT, Дизель, 150 л.с., Передний, Робот
2.0 AMT, Дизель, 150 л.с., Полный, Робот
2.0 AMT, Дизель, 184 л.с., Полный, Робот
2.0 AMT, Бензин, 190 л.с., Полный, Робот
2.0 AMT, Бензин, 190 л.с., Передний, Робот
2.0 MT, Дизель, 150 л.с., Передний, Механика
2.0 MT, Дизель, 150 л.с., Полный, Механика
141-156
4670
1461
1814
Объём
1.4 л
Тип двигателя
Бензин
Мощность
150 л.с.
Коробка
Робот
Привод
Передний
Разгон
8.2 с
Топливо
АИ-95
Расход
4.9 л
Технические особенности моделей
Итак, соревнование Superb с Octavia начнём с сопоставления их технических характеристик. Мы взяли модели с идентичным типом кузова, двигателем и коробкой передач.
Superb | Octavia | |
Страна сборки | Чехия | Россия |
Тип кузова | лифтбек | лифтбек |
Трансмиссия | МТ | МКПП |
Объём силового агрегата, л. | 1,395 | 1,395 |
Мощность, л. с. | 150 | 150 |
Max кр. момент, Нм при об/минуту | 250/3500 | 250/3500 |
Объём бака с горючим, л. | 66 | 50 |
Объём багажного отделения, л. | 625 | 568 |
Снаряжённая масса, т. | 1,39 | 1,26 |
Длина, см. | 486 | 467 |
Высота, см. | 147 | 148 |
Колёсная база, см. | 284 | 268 |
Клиренс, см. | 16,4 | 15,5 |
Типоразмер покрышек | 215/60R16 | 205/55R16 |
Комплектации и цены
Skoda Octavia в базовом исполнении Active стоит от 1,089 миллионов рублей. В неё включены две фронтальные ПБ, пара электростеклоподъёмников, магнитола с четырьмя колонками, электромеханический рулевой усилитель. Негусто, прямо скажем.
Топовая модификация Style с самым мощным мотором имеет ценник в 1,548 миллионов рублей, полный привод можно получить опционально, доплатив ещё 90 тысяч. Здесь оснащение побогаче: 6 подушек безопасности, двухзонный КК, кожаный салон, круиз-контроль, подогрев сидений и спереди, и сзади, задние парковочные датчики, мультимедийная система с 8-ю колонками и восьмидюймовым дисплеем.
Skoda Octavia в синем цвете
Рестайлинговая версия Superb в начальном исполнении стоит дороже топовой комплектации оппонента, 1,613 миллионов рублей. За эти деньги вы получите 6 подушек, двухзонный КК, мультимедийку с восемью динамиками и 8-дюймовым дисплеем, стандартный комплект ABS/ESP, задний парктроник, подогрев кресел передних сидений, светодиодную оптику спереди и сзади.
Модификация Style стоит от 1,932 миллионов и включает дополнительную ПБ для колен водителя, подогрев заднего дивана, передний парктроник, электропривод задней двери.
«Топовая» комплектация Laurin & Klement 4WD стоит уже почти три миллиона (2,929), при этом среди новых опций можно отметить кожаный салон, адаптивные амортизаторы, подогрев передних кресел, боковые ПБ сзади, премиальный музыкальный центр от Canton с одиннадцатью колонками, мониторинг слепых зон.
Вывод однозначен: топовая версия Octavia по уровню оснащения находится на одной ступеньке с начальной комплектацией Superb.