Немногие из всех
На вторичном рынке в России Suzuki Grand Vitara можно найти во всех возможных комбинациях практически с любым двигателем и парой коробок передач, доступных для этого поколения модели. Включая ввезённые в частном порядке из Северной Америки машины с 2.7 V6 и с дизелем 1.9 с МКП из Европы. Но наибольшее число предложений в интернете на сегодняшний день представлено по пятидверкам (87%) и, главным образом, с двигателем 2.0 (58%). Несколько меньший выбор кроссоверов с «четвёркой» 2.4 (28%). Подержанных 3-дверных машин с младшим двигателем 1.6 (12%) ещё примерно вдвое меньше. А привезённых из Старого Света и «американок» почти не найти (по 1%). Хуже всего представлены кроссоверы с топовым 3.2 V6 (менее 0,5%). Они продавались в России недолго и были недёшевы.
Двигатели
Наиболее известные проблемы двигателей, с которыми модель продавалась у нас официально, связаны с бензином. Нет, кроссовер нормально переваривает 95-ый и даже 92-ой. Но от плохого качества топлива менее чем за 30 000 км «умирают» свечи зажигания и кислородные датчики от 9200 рублей, быстро может забиться топливный фильтр стоимостью 27 300 рублей в сборе с бензонасосом. А за 60 000 – 80 000 км может «полететь» каталитический нейтрализатор за 77 400 рублей. Типовые симптомы его кончины – снижение мощности и ухудшение динамики, затруднённый (долгий) запуск двигателя, звон и дребезжание от системы выпуска, CheckEngine на приборке, резкий неприятный запах выхлопа и большой расход топлива.
Впрочем, кроссовер славится хорошим аппетитом, и зачастую это считается нормальным. А ещё моторы «Гранд Витары» с возрастом начинают подъедать масло из-за износа поршневой группы. Особенно «масложором» страдают агрегаты 2.0 и 2.4, которые могут «выпивать» до 350 мл на 1000 км. Некоторые оттягивают капиталку двигателя, используя масло с более высокой вязкостью. Поэтому хорошо бы узнать у владельца выбранного кроссовера, какое масло залито в двигатель, и каков его расход, чтобы понять, скоро ли предстоит капремонт. Кстати, низкий уровень масла может вдвое-втрое сократить ресурс цепи привода ГРМ от 2700 рублей, которой положено отходить 150 000 км.
А ещё у всех моторов через 60 000 – 70 000 км может потребоваться замена левой опоры за 5100 рублей. На продольно расположенных под капотом двигателях она раньше изнашивается, больше работая на разрыв при нажатии на газ. О скорой кончине опоры подскажут вибрации кузова при холостом ходе мотора. В остальном силовые агрегаты кроссовера довольно надёжны и неприхотливы. Младший двигатель 1.6 (M16A) считается одним из самых живучих у «Гранд Витары», поскольку работает с упрощённой трансмиссией и на более лёгкой трёхдверке. Самый популярный 2.0 (JB420) при правильном уходе вполне может пройти до капиталки 400 000 км. Более мощная «четвёрка» 2.4 (JB424) тоже в целом безотказна, но более прожорлива.
О редко встречающихся в продаже дизельных кроссоверах следует знать, что с появлением износа и поломок их двигатели уже не так выгодны, как на новых машинах. Поиск и выбор паркетника с 2.7 V6 (Н27А) – лотерея. С возрастом, при отсутствии должного ухода и своевременного обслуживания, «шестёрка» может доставить много хлопот и потребовать денежных вложений из-за износа механизма привода цепи ГРМ, а также подтекания сальников, прокладок и уплотнителей. Об этом не понаслышке знают владельцы прошлой Grand Vitara XL-7. А топовый 3.2 V6 (N32A), как у Opel Antara и Chevrolet Captiva, прожорлив, но в целом неплох. Когда исправен. Запчасти для американского агрегата возможно придётся дольше ждать, да и стоить они могут подороже.
Нюансы
Второе и последнее поколение Suzuki Grand Vitara было представлено в 2005 году и от своего предшественника имело два важных отличия, которые значительно улучшили поведение машины на дорогах с твердым покрытием. На смену трансмиссии с подключаемым передним мостом автомобиль получил систему постоянного полного привода, а рама вместо отдельного элемента конструкции была интегрирована в силовой каркас кузова. Модель выпускалась в трех- и пятидверном вариантах и на старте продаж оснащалась двумя бензиновыми двигателями объемом 2 л (140 л.с.) и 1,6 л (106 л.с.), правда, последним комплектовалась лишь «короткая» модификация.
В 2008 году, что совпало с 20-летием начала выпуска первой Suzuki Vitara, внедорожник подвергся рестайлингу и обрел два новых бензиновых силовых агрегата – объемом 2,4 л мощностью 169 л.с. и 3,2 литровый V6, развивающий 233 л.с. Первый устанавливался на обе модификации (трех- и пятидверную), а двигатель V6 представлял собой «всемирный» мотор N32A корпорации General Motors, известный нам по автомобилям Chevrolet Captiva и Opel Antara. Комплектация с этим двигателем предназначалась для Северной Америки и в Россию официально не поставлялась, как и вариант с дизельным мотором Renault объемом 1,9 л.
Также в ходе рестайлинга изменениям подверглась внешность модели, особенно в передней части: появились новые передние крылья с развитыми расширителями колесных арок, решетка радиатора с более крупными ячейками и модернизированный передний бампер. Внешне обновленную машину легко отличить по корпусам наружных зеркал со встроенными повторителями указателей поворота. Кроме того, была улучшена шумоизоляция салона, а в центре приборной панели установили многофункциональный дисплей.
Как и многие другие японские автомобили, Suzuki Grand Vitara продавался в фиксированных комплектациях, привязанных к мотору. Базовое исполнение трехдверной версии подразумевало 1,6-литровый мотор и 5-ступенчатую «механику». Комплектацию нельзя назвать бедной – в ней предлагались климат-контроль, электропривод зеркал и стеклоподъемников, шесть подушек безопасности, АВS, аудиосистема с возможностью воспроизведения МР3-файлов и центральный замок с дистанционным управлением. Желание ездить, манипулируя только двумя педалями, подразумевало наличие под капотом более мощного двигателя объемом 2,4 л, а также таких приятных мелочей, как ЕSР, литые колесные диски, CD-чейнджер и система бесключевого доступа.
Комплектации пятидверной машины аналогичны «трехдверке» с той лишь разницей, что базовым является 2-литровый двигатель, который за доплату можно получить и с «автоматом». Бонусом «длинной» версии является то, что запасное колесо у нее прикрыто пластиковым чехлом с фирменным логотипом, а также то, что в варианте с 2,4-литровым двигателем можно выбирать между «механикой» и «автоматом». В топовой комплектации за дополнительную плату можно было заказать кожаный салон, люк в крыше, ксеноновые фары и систему навигации.
Салон
Очень минималистичный. В нем катастрофически не хватает карманов, ниш и прочих мест хранения. Задние сидения – отнюдь не эталон комфорта, особенно третий ряд: забираться и выбираться сложно, сидеть тесно.
Подогрева второго и третьего рядов нет – большая недоработка инженеров. Обивка сидений также не вызывает восторгов – не слишком приятная на ощупь и скользкая экокожа. Есть, правда, и велюровые салоны, но текстиль в процессе эксплуатации ведет себя еще хуже. Пластик однозначно жестковат. Зато шумоизоляция на высоте, а износ элементов интерьера становится заметен только после 170 тыс. км. А вот печка с нашими российскими морозами не справляется – греет слабовато, верхнюю одежду снимать не хочется.
Линейки силовых агрегатов
За свою историю существования кроссовер получил большое количество различных силовых установок, которые в той или иной степени прославились своей надежностью и неприхотливостью. В большинстве случаев японские инженеры оснащали свои разработки всего лишь парой моторов, но в случае с Сузуки Гранд Витарой совсем другая история. На выбор покупателю доступны варианты движков от 1.6 до 3.2 литра с различными уровнями форсировки. Также линейка моторов включает в себя не только бензиновые, но и дизельные модификации.
Одним из самых популярных и востребованных является двухлитровый двигатель J20A. Головка блока цилиндров и основные детали корпуса изготовлены из алюминиевого сплава. Основное преимущество мотора – наличие гидравлических компенсаторов зазора. За счет гидрокомпенсаторов значительно упрощается обслуживание силового агрегата, а также увеличивается его ресурс.
Двигатель в среднем проходит около 300 тысяч километров до первого капитального ремонта. Производитель рекомендует пользоваться специальным моторным маслом Suzuki Motor Oil, за счет которого удается значительно сократить негативное воздействие силы трения на контактирующие поверхности деталей силового агрегата.
Нелегкий выбор
Хотя у покупателя Suzuki Grand Vitara существовала возможность выбора между тремя вариантами мотора, трудно какой-либо из них признать оптимальным – у каждого двигателя были свои плюсы и минусы. Для более чем полуторатонной машины 106 «лошадок» самого «младшего», 1,6-литрового агрегата откровенно мало – это вариант для пожилых или очень флегматичных водителей. На вторичном рынке таких машин довольно много, поскольку эта модификация долго продавалась по спецпредложению с очень привлекательной ценой. Зато претензии к надежности практически не встречаются. Возможно, из-за того, что трехдверные версии, которые комплектовались этим мотором, имеют упрощенный вариант полного привода – без блокировки межосевого дифференциала и понижающего ряда трансмиссии, так что двигатель работает в облегченном режиме.
Самым распространенным является 2-литровый мотор, но и его 140 л.с. не всегда хватает: двигатель часто приходится «крутить», что приводит к совершенно неприличному расходу топлива – 15–16 л в городском режиме. Одно утешает, что он работает на 92-м бензине. Под стать расходу топлива и угар масла – уже при пробеге около 50 тыс. км он может доходить до 3 л на 10 тыс. км. У владельца Suzuki Grand Vitara должен войти в привычку контроль за уровнем масла, так как его недостаточный уровень уже к пробегу 80 тыс. км способен вывести из строя цепь привода ГРМ, замена которой вместе со звездочками и натяжителем обойдется в сумму примерно 1000 долларов. Плюсом же 2-литрового мотора можно считать заложенную изготовителем возможность капитального ремонта, что для современных двигателей является редкостью. Компания Suzuki официально поставляет в качестве запасных частей детали цилиндропоршневой группы ремонтных размеров, но, как показывает практика, понадобятся они не раньше, чем при пробеге 250–300 тыс. км.
Наиболее приемлемые динамические характеристики машине обеспечивает 2,4-литровый мотор, однако за это придется расплачиваться еще большим расходом топлива, который в городских условиях на автомобиле с автоматической коробкой может достигать 20 л на «сотню» пробега (хотя и того же 92-го бензина). Претензий к малому ресурсу цепи ГРМ этого двигателя специалисты сервис-центров также не высказывают.
При этом общей для всех моторов является требовательность к качеству топлива – одна неудачная заправка способна «прикончить» лямбда-зонд (200 долларов), да и катализатор в целом на нашем бензине живет недолго (40–60 тыс. км), зато стоимость его замены составляет порядка 1000 долларов. Благодаря удачной компоновке моторного отсека двигатели неплохо охлаждаются, но вот размер ячеек радиатора конструкторы сделали маловатым, отчего они быстро забиваются грязью. Поэтому за системой охлаждения надо следить и не реже раза в год промывать основной радиатор и радиатор кондиционера. Также при пробеге в районе 100 тыс. км стоит превентивно заменить крышку радиатора, поскольку к этому моменту у нее начинает подклинивать перепускной клапан, что может привести к разрыву радиатора из-за увеличения давления. На этом же рубеже предстоит замена топливного фильтра, находящегося внутри бака, но пикантность ситуации в том, что он идет в сборе с топливным насосом, а это уже 600 долларов.
Лучшее — враг хорошего
«Вторая» Grand Vitara пришла на смену одноимённой предшественнице в 2005 году. Её прототип под названием «Suzuki Concept-X2» был представлен на международном мотор-шоу в Нью-Йорке. Пятидверный концепт чёрного цвета, созданный в духе новой корпоративной философии «Образ жизни», был во многом похож на вышедшую в итоге серийную машину. Под капотом прототипа стоял 185-сильный бензиновый двигатель 2.7 V6 от прошлого поколения модели в паре с 5-ступенчатым автоматом. Но в отличие от предшественницы, у новинки был постоянный полный привод и интегрированная в несущий кузов рама вместо традиционной лестничного типа.
В новом поколении модели впервые сочетались особенности конструкции кузова, присущие безрамным кроссоверам, а также трансмиссия с блокировкой межосевого дифференциала и понижайкой, как у полноценных внедорожников. Кстати, «вторую» Grand Vitara японцы разработали, используя некоторые компоненты платформы GM Theta. Но при этом их модифицировали, так что построенной на американской «тележке» японскую модель назвать нельзя. Однако через пару лет на этой «джиэмовской» платформе всё же выпустили Suzuki XL7. Её собирали для рынка Северной Америки на заводе CAMI Automotive в Канаде бок о бок с родственными Chevrolet Equinox и Pontiac Torrent. Но это уже совсем другая машина, к нашей «Гранд Витаре» не имеющая отношения.
В России Suzuki Grand Vitara официально продавалась с 3- и 5-дверными кузовами и только с атмосферными бензиновыми двигателями. Поначалу это были рядные «четвёрки» 1.6 (106 л.с.) для короткой и 2.0 (140 л.с.) для длиннобазной версии паркетника. Первый агрегатировался только с 5-ступенчатой механикой и упрощённой полноприводной трансмиссией без понижайки и блокировки межосевого дифференциала. А второй в придачу к механике ещё и с 4-диапазонным автоматом. В Европе модель предлагалась также со 129-сильным дизелем 1.9 фирмы Renault и со 106-сильным 1.6 (для трёхдверок до 2008 года), а в Америке её продавали как Grand Vitara V6 со 185-сильной «шестёркой» от XL-7 прошлого поколения.
В 2008 году вместе с небольшим внешним обновлением бамперов, радиаторной решётки и светотехники, а также с новыми цветами кузова, усиленной шумоизоляцией и переехавшими в корпуса зеркал поворотниками Grand Vitara получила ещё два двигателя: рядную «четвёрку» 2.4 и V-образную «шестёрку» 3.2. Первый развивал 166 сил на трёхдверке и 169 сил на пятидверке, а второй мощностью 233 силы был доступен только с 5-ступенчатым автоматом на длиннобазном варианте кроссовера и продавался в России лишь с 2008 по 2009 год. В 2012 году модель обновили ещё раз. Кроссовер получил колёсные диски нового дизайна, другую радиаторную решётку и модифицированный бампер. Внутри появилась иная обивка сидений и навигация Garmin в топовых версиях.
После выхода в 2015 году современного преемника (уже без приставки Grand), теряющую популярность «Гранд Витару» российские дилеры предлагали клиентам ещё около года. Последнюю новую машину они продали в октябре 2016 года. Всего за 11 лет в России было реализовано 110 607 кроссоверов этого поколения. Самыми востребованными были пятидверки с двигателем 2.0 и автоматом (44 520 единиц продано с 2005 по 2016 гг). Второй по популярности оказалась Grand Vitara 2.0 с механикой (26 106 штук), на третьей строчке – кроссовер с самой мощной «четвёркой» 2.4 и АКП (25 587 машин). Меньше всего было продано машин с американским мотором 3.2 V6 (613 штук). Suzuki Grand Vitara второго поколения официально снята с производства по всему миру с 2017 года.
Ресурс двигателя, заверенный производителем
Как показывает практика эксплуатации Suzuki Grand Vitara, движки кроссовера достаточно надежны, но всё-таки имеют некоторые слабые места. Силовой агрегат с рабочим объёмом 1.6 литра чувствителен к перегревам, также лучше не допускать масляного «голодания» этого двигателя. Установленный цепной привод ГРМ служит на протяжении 120 тысяч километров, что, безусловно, добавляет мотору надежности и большего ресурса. Для увеличения срока службы цепи производитель рекомендует пользоваться только сертифицированным моторным маслом. Двигатель с объёмом 1.6 литра также желательно основательно прогревать во время сильных морозов.
Производитель не указывает каких-либо рамок ресурса моторов, но, уверяет, что все силовые агрегаты Сузуки Гранд Витара ходят как минимум 250 тысяч километров. Чтобы «сердце» автомобиля прослужило на протяжении всего заявленного срока, необходимо пользоваться также качественным топливом. От низкокачественного горючего страдают свечи зажигания мотора и топливный фильтр, которые идет в сборе с бензонасосом, и катализатор. Любая поломка этих составляющих топливной системы значительно сокращают время эксплуатации. Если заправляться бензином от проверенного поставщика, своевременного проходить плановое ТО, то можно увеличить ресурс двигателя Suzuki Grand Vitara до 300 тысяч километров.
Трансмиссия
Жалобы на 5-ступенчатую механику «Гранд Витары» редки в силу надёжности этой коробки. Если масло в ней меняли каждые 45 000 км, а машину не гоняли по бездорожью, то проблем с МКП быть не должно. Тем не менее во время тест-драйва убедитесь, что все передачи включаются чётко и без лишнего усилия, а также из коробки не доносятся гулы, посторонние шумы и хрусты. Лёгкой дрожи рычага КПП не стоит пугаться – это особенность механики на Grand Vitara. Сцепление за 16 000 рублей служит в среднем 110 000 – 120 000 км и раньше требует замены лишь на машинах, часто покидавших асфальт или буксировавших прицепы.
Четырёхступенчатый автомат, который ставился с «четвёрками», и 5-ступенчатый с V6 – надёжные агрегаты от японской фирмы Aisin, выхаживающие по 200 000 – 250 000 км. Они неторопливы в работе, но выполняют её добросовестно — плавно. Масло в них следует менять не реже 60 000 км, а лучше через 45 000 км, как при тяжёлых условиях эксплуатации. Стоит узнать у владельца, с какой периодичностью это делалось на его машине. Проверьте работу АКП во всех режимах. Она не должна дёргаться, пробуксовывать при переключениях, и от неё не должны исходить посторонние шумы. Наличие этих симптомов – повод поискать другую машину. Ремонт автомата и тем более замена — не дешёвое и хлопотное занятие.
Раздаточная коробка не доставит хлопот, если следить за уровнем масла в ней, и менять его одновременно с заменой масла в двигателе. Загляните под машину и убедитесь, что сальники – особенно между КПП и раздаткой — целы и не подтекают, а трансмиссия чистая и сухая. Внимания требует передний редуктор стоимостью 25 000 рублей. От воздействия влаги из-за низкого расположения сапуна вентиляции он может потребовать ремонта через 60 000 – 70 000 км пробега, не прослужив положенные 200 000 – 250 000 км . А на машинах, выпущенных до первого рестайлинга, при движении накатом на 80-90 км/ч в нём может завывать главная пара. Заставить узел замолчать поможет только его замена на модифицированный.
Подводим итоги
Несмотря на определенную популярность бренда, у Сузуки могут быть значительные проблемы с продажами уже в ближайшем будущем. Откровенно скажем, Vitara не создает впечатление передового автомобиля и флагмана, которым хочет ее сделать производитель. У машины много недостатков, она не дотягивает по качеству производства даже до среднестатистических показателей по своему сегменту. Кроссовер оказался довольно дорогим, но при этом не предложил ничего экстраординарного и такого, за что люди бы с удовольствием платили деньги. А такие авто в нашей стране покупаются не слишком охотно.
Сложно понять, в чем заметные преимущества покупки Suzuki. Но определенная клиентура у компании остается. Покупатели помнят былые времена, когда SX4 и Grand Vitara были фактически лидерами в своих непростых классах. Сегодня же машины получили больше детских болезней, стали менее надежными и долговечными, приобрели множество неприятных нюансов. Поэтому говорить о лидерстве в классе вообще неуместно. Но и ставить крест на производителе не стоит. Возможно, следующее обновлении Витары будет просто невероятно удачным и принесет самые неожиданные преимущества для потенциальных покупателей. А что вы думаете о японском компактном кроссовере Suzuki Vitara?