Концепция автомобилей TATRA
Творческий гений и мастерство лучших разработчиков — это и есть TATRA. Их великолепные и буквально пророческие идеи, а также преданность своему делу оставили след в истории создания автомобилей, золотыми буквами вписав в нее рождение КОНЦЕПЦИИ АВТОМОБИЛЕЙ TATRA. В чем же секрет? TATRA предлагает уникальную концепцию шасси, созданную в 20-х годах прошлого века и до сих пор никем не превзойденную. Узнать больше о конструкции автомобиля Конструкция автомобиля ТАТРА. В основе конструкции лежит центральная несущая труба и независимо подвешенные качающиеся полуоси, связанные друг с другом в единый модуль. Уникальное шасси Т 810. Т 810 формирует свой собственный класс автомобилей, работающих там, где использование автомобилей других конструкций невозможно. Двигатель ТАТРА. Помимо других уникальных технических решений в двигателях используется коленчатый вал на роликовых подшипниках, составленный из отдельных сегментов. Коробка передач ТАТРА. Коробки передач TATRA доступны в двух базовых версиях: 14-ступенчатая (14TS) и 10-ступенчатая (10TS). Кабина автомобилей ТАТРА. На данный момент большинство из выпускающихся компанией грузовиков оснащаются кабинами TATRA. Только автомобили клиентского проекта Т 810, а также их гражданские версии, выпускаются с кабинами стороннего производителя.
Компания TATRA TRUCKS a.s. — один из старейших автопроизводитлей в мире. Со дня основания компания располагается в городе Копршивнице, находящемся в восточной части Чешской Республики, в Моравскосилезском крае.
В структуру TATRA TRUCKS a.s. входит дочернaя компания — TATRA METALURGIE a.s.. Основу производственной программы компании составляют тяжелые внедорожные грузовики и грузовики для комбинированных дорожных и внедорожных перевозок, непрерывно совершенствующиеся для удовлетворения растущих требований покупателей. Важным преимуществом компании TATRA TRUCKS a.s. — не только в сфере разработки, но и в сфере производства — является высокий уровень квалификации сотрудников.
В основе грузовиков марки TATRA лежит концепция автомобилей TATRA, которую до сих пор не удалось успешно повторить никому. Тяжелые грузовики из Копршивнице известны своей проходимостью в самых труднодоступных местах и в самых суровых климатических условиях, а также своей высокой надежностью и превосходными эксплуатационными качествами. Грузовики TATRA могут приспособиться как к суровым морозам, так и к самым жарким температурам в пустынях.
Внутри
И еще раз о технической составляющей, на этот раз конкретной машины. Самосвал Tatra Т 163-390 SCT 6х6 оснащен самым мощным в линейке 408-сильным двигателем воздушного охлаждения собственной разработки стандарта Euro 3. Это единственный в мире (!) дизель Euro 3 с непосредственным впрыском топлива и механическим ТНВД, не имеющим электронной «начинки». Традиционно 8-цилиндровый чешский дизель имеет V-образную конструкцию с раздельными головками блока цилиндров, что означает его высокую ремонтопригодность. Правда, угол опрокидывания капота не очень большой, но при необходимости ремонта его можно легко демонтировать. Масляный щуп расположен в доступном месте справа по ходу движения, проверить уровень можно стоя на земле. Для более детального осмотра надо забраться на площадку перед колесом, и дополнительная ступенька на бампере в этом случае очень пригодится. За кабиной самосвала предусмотрены ступеньки для доступа на заднюю площадку обслуживания.
На протестированном самосвале установлена 14-ступенчатая КП с двумя передачами заднего хода. Механизм переключения оснащен пневмоусилителем.
Горловина гидравлического бака спрятана под пассажирской дверью, в труднодоступном месте за верхней ступенькой, а потому долить масло достаточно проблематично, зато для проверки уровня есть специальный датчик рядом с горловиной. Удобно. Вместимость топливного бака всего 320 л, и даже на заказ нельзя установить бак большей вместимости, попросту нет места.Впрочем, подобная техника далеко от карьера на уходит, а значит, нет необходимости в большом запасе топлива.
Для очистки воздуха используется два фильтра в общем корпусе по принципу «один в одном». Запасное колесо размещено на передней стенке кузова и опускается с помощью гидравлического механизма, что в случае необходимости существенно облегчит задачу водителю, особенно если придется менять колесо одному.
Достоинства самосвалов ТАТРА
Грузовики Tatra – это в первую очередь трудяги. В условиях бездорожья им нет равных. Уникальная конструкция рамы обеспечивает защиту основных агрегатов от механических повреждений даже при наезде на булыжники. Эргономичное расположение органов управления обеспечивают комфортную работу водителя, а работа печки зимой – мечта многих дальнобойщиков.
Ремонтопригодность – ещё один плюс чешских грузовых машин. Конструкция двигателя позволяет ремонтировать каждый цилиндр отдельно, что облегчает проведение работ. Правда добраться до КПП и тем более раздаточной коробки очень сложно. Ведь они надёжно спрятаны хребтовой рамой.
в нашей стране начнут собирать грузовики Tatra — Авторевю
Наши чешские «братши», похоже, решили всерьез вернуться на российский рынок. Именно в таком ракурсе надо рассматривать планы по производству Татры в России. Уже официально объявлено, что с августа 2017 года в Татарстане начнется CKD-сборка 17-тонного самосвала с кузовом от компании Автомастер.
Пока выбор пал на самую простую Татру 6х6 с характерной «косолапой» подвеской (а бывают еще варианты с задней комбинированной подвеской). Двигатель родной, модели T3D-928-20, с воздушным охлаждением, но отвечающий нормам Евро-5. Трансмиссия также своя: 12-ступенчатая «механика» с раздаткой.
Грузоподъемность 12-кубового кузова ограничена семнадцатью тоннами. Сделано это по просьбе заказчиков из Сибири, куда в основном и будет продаваться новинка.
Чешские самосвалы по-прежнему популярны у северных газовиков-нефтяников
В последние годы продажи у чехов были, мягко говоря, невелики: знаменитая сверхпроходимость нужна далеко не всем, а новейшая серия Феникс с агрегатами компании DAF заметно дороже европейских конкурентов.
Собственно, отсюда и концепция: простая (и, видимо, недорогая), хорошо известная у нас машина, да еще с российским VIN-кодом.
Евро-чешский Феникс с моторами и кабинами DAF выпускается уже несколько лет, но остается редкостью из-за дороговизны
Кстати, Татры местной сборки давно и успешно существуют в Индии, Китае и Австралии, причем именно классических моделей. Удивительно, почему «татроваки» не организовали сборку в России еще лет двадцать назад, когда позиции марки были гораздо прочнее?
Индийское СП Brahmos выпускает для местной армии не виданное больше нигде шасси Tatra 12×12
характеристики
Базовая концепция, типичная для региона Татр, сознательно сохраненная производителем простой, с центральной трубчатой рамой и маятниковыми осями, привела к очень хорошим ходовым характеристикам на сложной местности. В то же время была получена прочная конструкция, которая в сочетании с двигателями с воздушным охлаждением и отсутствием сложных технологий требует минимального обслуживания. Jamal 163 был специально разработан таким образом, чтобы любое обслуживание или ремонт можно было проводить без электронных диагностических систем. Цель заключалась в том, чтобы иметь возможность отремонтировать автомобиль в любое время, даже в местах, удаленных от цивилизации, — при необходимости, самим водителем.
Концепция транспортного средства с капюшоном ведет к низкой высоте транспортного средства, так что его также можно использовать в шахтах. Поскольку двигатель находится перед передней осью, нагрузка на ось распределяется равномерно и, как следствие, более стабильное поведение при вождении. Вброд глубина была 1200 мм. Альпинизм способность была дана как 90% на общий вес 40 т. Емкость резервуара составляла 220 литров. Для увеличения дальности полета без дозаправки предлагались также топливные баки на 320 и 420 литров.
Автомобильный завод TATRA изменил своего владельца и название :: Tatra.ru
Введение О компании Информация Новости Автомобильный завод TATRA изменил своего владельца и название
15. Апрель, 2013
15 марта 2013 года проходил аукцион компании «TATRA, a. s.», в котором автомобильный завод в г. Копршивнице приобрел новый владелец. Им стала компания «TRUCK DEVELOPMENT a.s.,» с местом нахождения в г. Острава.
Смена владельца приносит автомобильному заводу большую стабильность и более сильную позицию на рынке.
В конце 2012 года финансовые проблемы компании TATRA завершились объявлением экзекуции на имущество компании. Назначенный судом судебный исполнитель впоследствии принял решение провести исполнение экзекуции на имущество компании посредством продажи предприятия. 15 марта 2013 года компания «TRUCK DEVELOPMENT a.s.» с местом нахождения в г. Острава приобрела в аукционе предприятие, которое приняла три дня спустя — 18 марта 2013 года. Автопроизводитель таким образом после нескольких лет опять вернулся в чешские руки. Кроме того, что новый владелец приобрел имущество автопроизводителя, к нему также перешли обязательства компании «TATRA, a. s.», которые не были удовлетворены в рамках судебного исполнения. Работу также сохранили работники этой компании благодаря тому, что на компанию «TRUCK DEVELOPMENT a.s.» вместе с предприятием перешли и трудовые отношения с существующими работниками.
Новый владелец приносит автопроизводителю то, чего ему еще недавно не хватало, то есть, стабильный финансовый тыл и заинтересованных акционеров. Вместе с укреплением менеджерского управления это приведет к повышению качества и, в частности, к бесперебойности производства, что для заказчиков будет означать соблюдение сроков поставок и поставщики могут ожидать регулярных платежей за свои поставки. Новым продуктам, с которыми автопроизводитель пришел в этот сложный период, кроме всего прочего, c этим изменением открываются возможности выхода на новые рынки и укрепления позиций на традиционных рынках. Производство грузовых автомобилей марки TATRA в г. Копршивнице таким образом приобретает новые перспективы.
В интересах подтверждения продолжения более чем вековой традиции в производстве автомобилей в г. Копршивнице владельцы компании «TRUCK DEVELOPMENT a.s.» в последних днях приняли решение об изменении торгового имени компании и места расположения ее штаб-квартиры. В г. Копршивнице и в автомобильный мир таким образом после очень короткого перерыва возвращается всемирно известный и знаменитый бренд TATRA под названием «TATRA TRUCKS a.s.». Это обещание для будущего автопроизводителя, а также обязательство для всех, кто связан с производством и продажей грузовых автомобилей TATRA в г. Копршивнице.
Исторические дорожные транспортные средства
Легковые автомобили
Тип | Период строительства |
---|---|
Татры 10 | 1923-1925 гг. |
Татра 11 | 1923-1926 гг. |
Татры 12 | 1926-1934 гг. |
Татры 17 | 1925-1927 гг. |
Татры 20 | 1923-1925 гг. |
Татры 26/30 | 1927-1933 |
Татра 26/52 | 1931 г. |
Татры 30 | 1926-1930 гг. |
Татра 30/52 | 1929-1930 гг. |
Татры 31 | 1926-1930 гг. |
Татры 52 | 1930-1938 |
Татра 52 спорт | 1930-1938 |
Татры 54 | 1931-1934 гг. |
Татры 57 | 1932-1935 гг. |
Татра 57 А | 1936-1938 гг. |
Татра 57 B | 1938-1949 |
Татры 70 | 1931-1932 гг. |
Татра 70 А | 1934-1947 гг. |
Татры 75 | 1933-1942 гг. |
Татры 77 | 1934-1935 гг. |
Татра 77 А | 1935-1936 гг. |
Татра 80 | 1931-1935 гг. |
Татры 87 | 1937-1950 гг. |
Тестовый автомобиль Tatra 87-603 | 1950/1964 |
Татра 90 прототип | 1935 г. |
Татры 97 | 1937-1946 гг. |
Татры 107 | 1946-1947 гг. |
Татра 201 прототип | 1947 г. |
Татра 600 Татраплан | 1947–1952 |
Дизельный прототип Tatra 600 | 1952 г. |
Татры 603 | 1956-1963 гг. |
Tatra 603 A прототип | 1955 г. |
Tatra 603 X прототип | 1967 |
Татра 2-603 | 1963-1968 |
Татры 3-603 | 1969 г. |
Tatra 604 прототип | 1954 г. |
Татры 613 | 1973–1996 |
Татры 623 | 1980–1998 |
Татры 700 | 1996–1999 |
Опытный образец Tatra Prezident | 1994 г. |
Tatra V 570 прототип | 1933 г. |
Гоночные и спортивные автомобили
Tatra 607, постройки 1950, 1989 на Нюрбургринге.
Тип | Период строительства |
---|---|
Татра 12 Тарга Флорио | 1925 г. |
Татра 30 спорт | 1926 г. |
Tatra 601 Монте-Карло | 1949–1952 |
Татра 602 Татраплан Спорт | 1949–1952 |
Татра 2-603 В5 | 1966-1967 |
Татра 2-603 В6 | 1968 г. |
Татры 605 | 1956 г. |
Tatra 607 monoposto | 1950 |
Татра 607-2 монопосто | 1951–1958 |
Татры 625 | 1986 г. |
Татранский дельфин | 1963 г. |
Татра JK 2500 | 1954 г. |
Внедорожник
Тип | Период строительства |
---|---|
Татра V 750 | 1935-1937 гг. |
Татра V 799 | 1938 г. |
Татра V 809 | 1940-1942 |
Татра 57 К | 1941-1948 гг. |
Татры 82 | 1935-1937 гг. |
Татры 92 | 1937-1941 гг. |
Татры 93 | 1939 г. |
Tatra 803 прототип | 1950 |
Tatra 804 прототип | 1951 г. |
Микроавтобус и автовоз
Микроавтобус Tatra в Братиславе
Тип | Период строительства |
---|---|
Tatra 603 MB (микроавтобус) прототип | 1961 г. |
Татра Бета (пикап) | 1996–1999 |
Грузовики
Татры 141
Татра 148
Tatra 813 8×8 с советским ГАЗ-63 на погрузочной площадке
Татры 815
Татры ТЕРРNo1
Tatra TERRNo1 8 × 8 в разведке золота, Западная Австралия
Тип | Период строительства |
---|---|
Татра TL 2 | 1915-1924 гг. |
Татра TL 4 | 1916-1924 гг. |
Татры 13 | 1924-1933 гг. |
Татры 22 | 1934-1935 гг. |
Татры 23 | 1926-1931 гг. |
Татры 24 | 1926-1931 гг. |
Татры 25 | 1933-1934 гг. |
Татры 27 | 1930-1947 гг. |
Татры 28 | 1931-1935 гг. |
Татры 43 | 1931-1938 гг. |
Татры 49 | 1929-1930 гг. |
Татры 72 | 1933-1937 гг. |
Татры 81 | 1939-1942 гг. |
Tatra 84 прототип | 1935 г. |
Татры 85 | 1936-1941 гг. |
Татры 111 | 1942-1962 гг. |
Татры 114 | 1947-1948 гг. |
Татры 115 | 1948-1949 |
Tatra 116,117,120 2-осные прототипы | 1948–1952 |
Tatra 118,119,122 3-осных прототипа | 1948–1952 |
Татры 128 | 1951–1952 |
Tatra 130 прототип | 1951 г. |
Tatra 131 прототип | 1951 г. |
Tatra 137 прототип | 1956 г. |
Татры 138 | 1959–1971 |
Татры 141 | 1957-1970 гг. |
Татры 147 | 1957-1961 гг. |
Татра 148 | 1972–1982 |
Tatra 157 прототип | 1972–1974 гг. |
Tatra 165 прототип | 1994-2000 гг. |
Татры 805 | 1953-1960 гг. |
Татры 813 | 1967–1982 |
Татры 815 | 1982-2008 гг. |
Омнибусы и троллейбусы
Тип | Период строительства |
---|---|
Татры 24 | 1926-1931 гг. |
Татры 27 | 1930-1947 гг. |
Татры 43 | 1931-1938 гг. |
Татры 72 | 1933-1937 гг. |
Татры 86 | 1936-1939 гг. |
Татры 114 | 1947-1948 гг. |
Татра 400 | 1948-1955 |
Tatra 401 прототип | 1958 г. |
Татра 500 | 1954–1957 |
Военная техника
Tatra 815 как аварийный автомобиль THW
Тип | тип | Период строительства |
---|---|---|
Татры 111 | грузовая машина | 1942-1962 гг. |
Татры 805 | легкий грузовик | 1953-1960 гг. |
Татры 809 | Полугусеничный автомобиль | |
Татры 813 | тяжелый грузовик | 1967–1982 |
Татра ОТ-64 | Бронеавтомобиль 8×8 в кооперации с Польшей на базе Tatra 813 | |
Татра ОТ 810 | Полугусеничный автомобиль — копия немецкого среднего танка SPW Sd.Kfz. 251 | |
ДАНА | Самоходная гаубица , ходовая часть и привод Татры 815 | |
Следующий Тит | Бронемашины 6×6 , в сотрудничестве с Nexter Systems | 2013- |
Семейство двигателей и их характеристики
В последние годы чешский автопроизводитель оснащает свое детище дизельными силовыми агрегатами исключительно с воздушной системой охлаждения. Сегодня как на первичном, так и на вторичном рынке самосвалы Татра представлены следующими модификациями моторов:
- ТЗ-929: 10 цилиндров, объем 15,8 л, мощность 283 л. с.;
- ТЗ-928: 8 цилиндров, объем 12,7 л, мощность 231 л. с.;
- ТЗ-930-30: 12 цилиндров, объем 19 л, мощность 320 л. с.;
- ТЗ-930-53: 12 цилиндров, объем 19 л, мощность 360 л. с.
Турбина, охлаждающая двигатель Татра-815, установлена в его передней части, а в задней – располагается радиатор, отвечающий за оптимальную температуру моторного масла.
Конструкция блока двигателя предусматривает отдельные головки – это ощутимо упрощает и ускоряет ремонт силового агрегата, поскольку в большинстве случаев не нужно снимать основную голову, а есть доступ к каждой из головок.
Автомобильная марка Tatra (Татра)
Самой первой машиной Tatra можно считать машинку с пафосным названием Prasident, собранную в далеком 1897 году. Конечно, если копнуть поглубже, компания возникла в 1850-м. В создании первого автомобиля Tatra непосредственное участие принимал сам Ледвинка, сыгравший ключевую роль в развитии чешского автопрома. Но об этом ниже. Весь модельный ряд Татра.
После окончания Первой Мировой войны руководство «Копршивнице возовки» возвращается в автомобильный бизнес. Название Tatra появилось само собой после испытательной поездки по горам Верхней Татры. Подивившись сноровке чешского автомобиля, кто-то из присутствующих воскликнул: «Да она просто создана для этих Татр!». Дальше, как говорится, дело техники.
Талант Ледвинки
Начиная с 1918-го года и практически до самой смерти Ледвинка будет работать над Татра. Он по праву считается одним из самых талантливых конструкторов 20 века. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на одну из первых хребтовых рам Tatra T11 – до гениальности простую и выносливую.
Tatra T11 была первым автомобилем, созданным руками Ганса Ледвинки. Она оказалась на удивление компактной, сравнительно недорогой. Нельзя не отметить прочную хребтовую раму. Внутри нее размещался карданный вал, а 2-цилиндровый мотор был нетребователен в эксплуатации. И пусть Tatra T11 сложно назвать прорывом 20-х годов, но на звание авангардной марки того времени она вполне могла претендовать.
Продавались первые «Татры» достаточно бойко. 10 000 машин почти за 10 лет – это вполне приличный рекорд для того времени. Примечательно, что к середине 30-х годов модельный ряд Tatra насчитывал уже полдюжины легковых автомобилей.
Аэродинамика во всей красе
Как и большинство инженеров-самоучек, Ледвинка был достаточно упрямым человеком. Его считали не только противником идеи переднего привода – Ганс отрицал саму возможность расположения мотора в передней части авто. С другой стороны, Ледвинка раньше других понял, какую выгоду может принести аэродинамика, если она тщательно продумана. Так появилась Татра T87.
Доведенная до ума, она стала величайшим достижением автопрома Чехии. К сожалению, вслед за взлетом Татра последовало резкое приземление. Уже в 1938-м году Чехословакия была оккупирована гитлеровской Германией, после чего Татре пришлось обслуживать нужды Вермахта наряду с другими предприятиями. Весьма популярной среди немецких офицеров стала Tatra T87.
Когда на территорию Чехословакии пришли войска СССР, Ледвинка был наказан пятью годами лишения свободы. Сравнительно небольшой срок, учитывая все заслуги чешского конструктора перед фашистской Германией. Когда Ледвинка вышел на свободу, он уехал в Австрию и навсегда отказался от работы в автопроме.
По сути, история марки Татра началась именно с этого автомобиля.
Наследник 11-ой модели выпускался даже во время войны – он обслуживал немецкую армию.
Пожалуй, самый роскошный автомобиль за всю историю марки.
Данная модель является ультракомпактным форм-фактором городского автомобиля.
Т603 (1957-1975)
Автомобиль, который в 1955-м году окрестили летающей тарелкой на колесах. Ездили на ней преимущественно советские чиновники высокого ранга.
Т613 (1974-1996)
603-ю модель сменила Татра T613, которая имела весьма презентабельный внешний вид. Особенностью автомобиля была способность разгоняться до 190 км/час.
T815 (1983 — по настоящее время)
Главная грузовая Татра 815 находится перед вами. Удачная бескапотная модель выпускается в Чехии более 30 лет и, скорее всего, будет производиться еще достаточно долго. На ее гоночной версии Карел Лопраис выигрывал «Дакар» шесть раз!
Область применения самосвалов ТАТРА
Грузовые автомобили TATRA отличает удачная конструкция рамы, позволяющая преодолевать сложные участки. Высокая производительность и ходовые качества сделали машину востребованной во многих отраслях народного хозяйства. К тому же, грузовики обладают отличной ремонтопригодностью.
Различные варианты надстроек расширяют область применения чешских грузовиков. На шасси монтируют крановые установки, КМУ, бортовые кузова, КУНГи, ремонтные мастерские, устанавливают седельно-сцепное устройство, надстройки для пожарных, военных и спасательных спецмашин.
Однако самым популярным является Татра самосвал. Их используют для перевозки различных грузов в
- строительстве;
- сельском хозяйстве;
- нефтяной, газовой и горнодобывающей промышленностях;
- жилищно-коммунальном хозяйстве;
- при лесозаготовке.
Также грузовики TATRA поставляются специальным службам, включая пожарные части и вооружённые силы.
Цены на самосвалы Татра-815
Они значительно различаются для новых и б/у автомобилей, а также от их возраста и состояния. Кроме того, стоимость может варьироваться в зависимости от модели, оснащения и региона продажи. В среднем же, тем, кто решил купить Татра-815 с конвейера, следует ориентироваться на сумму не менее 8 млн. рублей.
Конечно, такие расходы по карману далеко не каждой компании и уж тем более индивидуальному предпринимателю. Поэтому рекомендуем присмотреться к экземплярам Татра 815 бу. Здесь запросы поскромнее: за относительно новую машину, сошедшую с конвейера в первые годы 21 века, придется отдать от 2 до 6 млн. рублей.
Модели постарше, выпущенные в 90-х годах прошлого столетия, обойдутся уже в 600-800 тыс. рублей. А настоящие ветераны восьмидесятых, у которых, тем не менее, все еще есть порох в пороховницах, предлагаются всего за 200-300 тыс. рублей.
Tatra. История создания. | Словарь ретробазар | Справочник | RETROBAZAR
История компании начинается в июне 1850 г., когда ремесленник Игнац Шустала с двумя подмастерьями открыл в доме сельского правления мастерскую по производству бричек. Позже они освоили выпуск более сложных карет с различными кузовами. В 1853 г. возводится первый фабричный корпус. В результате в 1858 г. возникла компания Sustala & Co. После строительства железной дороги Студенка – Штрамберк открылись новые возможности для расширения сбыта продукции компании. Предприимчивый Игнац Шустала начинает строительство корпуса для выпуска железнодорожных вагонов, и в 1882 г. выпускаются первые 15 штук. Идея выпуска в Копрживнице «безлошадного экипажа» принадлежит барону Теодору фон Либингу. Он в 1897 порекомендовал Карлу Бенцу продать один из своих новейших двухцилиндровых двигателей мощностью 7 л.с. Он стал «сердцем» первого легкового автомобиля Presedent, выпущенного летом того же года. В его основу лег экипаж собственного производства Milord. Но, несмотря на возраставшую популярность автомобилей, основной продукцией компании И. Шусталы на рубеже веков все же оставались вагоны, экспортировавшие во многие страны мира. Автомобили копрживицкого производства становились все более популярными, получая всеобщее признание. В 1898 г. И. Шустала строит первый грузовой автомобиль грузоподъемностью 2,5 т., оснащенный двумя двигателями К. Бенца. Возрастающая потребность в легковых и грузовых автомобилях привела к полной переориентации компании и смены торговой марки. С 1920 г. всему миру стала известна марка TATRA. Перелом в концепции копрживницких автомобилей наступил в начале 20-х годов с приходом молодого гениального конструктора Ганса Ледвинки. В 1923 г. он проектирует и строит небольшой легковой автомобиль TATRA 11 с двухцилиндровым опозитным двигателем воздушного охлаждения, с качающимися полуосями и рамой в виде трубы, к фланцам которой жестко прикреплен двигатель с коробкой передач и задний мост с главной передачей. Почти 80 лет все автомобили TATRA проектируются и выпускаются именно по этой схеме. В начале тридцатых годов в компании создаются автомобили высшего класса T 70 и Т 80. В 1934 г. появляется на свет Т 77 – лимузин высшего класса с аэродинамическим кузовом и мощным 8-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, расположенным за задней осью. В 1938 г. ему на смену приходит Т 87 с более комфортабельным кузовом и более мощным двигателем. Автомобиль простоял на конвейере почти 20 лет и был заменен моделью Т 603. История семейства заднемоторных легковых автомобилей завершилась в конце 90-х годов выпуском лимузина категории «люкс» Т 700, получившего название «Чешский Rolls Royce». Решение о сворачивании производства легковых автомобилей нельзя считать признаком кризиса фирмы, так как основная сфера деятельности компании – производство большегрузных автомобилей. Более крупными достижениями отмечена история грузовиков TATRA. В тридцатые годы выпускаются семейства Т 72, Т 82 и Т 92, построенные по типичной для фирмы схеме с центральной трубой, выполняющей роль рамы, и независимой подвеской колес. Эти модели послужили базой для нескольких десятков модификаций и версий различного назначения. В 1942 г. по проекту Г. Ледвинки началось производство грузового автомобиля Т 111- первого грузового автомобиля с дизельным двигателем воздушного охлаждения и колесной формулой 6х6. 1967 г. стал переломным в истории фирмы – в Копрживнице приступили к выпуску Т 813 KOLOS – мощного автомобиля бескапотной компоновки.TATRA продолжает совершенствовать конструкции выпускаемых ею автомобилей и расширять их производство. Сейчас в производственную программу компании входят 4 семейства большегрузных грузовых автомобилей высокой проходимости.TERRNo1 – серия бескапотных автомобилей, являющихся продолжением работы по модернизации семейства 815-2. Они выпускаются в версиях самосвалов с трехсторонней и задней разгрузкой, седельных тягачей, бортовых автомобилей и как шасси для установки фургонов, строительных машин и спецоборудования. T163-3 – возрожденное семейство большегрузных автомобилей классической капотной компоновки. Они предназначены для использования в качестве самосвалов для работы в тяжелых внедорожных условиях. FORCE – автомобили для работы в особо сложных климатических условиях. Могут оснащаться бортовыми платформами армейского типа, система контейнерной погрузки, цистернами. ARMAX – специальные автомобили с количеством осей от двух до пяти, предназначенные для армейских нужд.
Специфика модификаций
Модельный ряд серии грузовых автомобилей Татра Т815 включает в себя транспортные средства, оснащенные силовыми агрегатами различной мощности (от 310 до 820 л. с.) и имеющие разные колёсные формулы (4×4, 8×8, 10×10, 12×12 и другие). Кроме того, различные модификации автомобиля отличаются и другими особенностями, включая технические характеристики.
Так, модель Татра Т815-290S24 является самосвальным грузовиком, геометрический показатель объёма кузова которого равен составляет 12 м3. Обогрев платформы осуществляется за счет выхлопных газов. Разгрузка выполняется посредством заднего борта. Вес в снаряженном состоянии — 13,5 т, грузоподъёмность самосвала — 19,5 т. Мощность двигателя составляет 402 л .с., максимальная скорость — 85 км/ч.
Модель Татра Т815-290S84, имеющая колёсную формулу 8×8, также предусматривает одностороннюю разгрузку, выполняемую через задний борт. Данная модель автомобиля представлена несколькими модификациями.
- Кузов объемом 14 м3 с обогревом выхлопными газами.
- Кузов на 16 м3 без подогрева.
- Кузов 14 м3, наличие «северного пакета» и ряда дополнительных опций.
В случае модели с объёмом самосвальной платформы 16 м3 грузоподъёмность равна 24,6 тонны. Две других вариации, с менее вместительным кузовом, обладают немного большей грузоподъёмностью, равной 25,3 т. Двигатель самосвала любой из трёх модификаций имеет мощность 402 л. с.
Самосвал Tatra Т815-280S45 характеризуется отсутствием обогрева грузовой платформы и трехсторонним типом разгрузки. Данная модель грузовика чаще всего применяется в сочетании с прицепом. Машина оснащена двигателем, имеющим немного меньшую мощность — 362 л. с. Синхронизированная КПП предусматривает 12 передач, две из которых заднего хода и 10 — переднего. Кабина уменьшенной длины, расположенная прямо над двигательным агрегатом, оснащена автономным дизельным отопителем, подогревателем и кондиционером. Автомашина имеет грузоподъёмность 9,5 т при допустимой полной массе автомобильного поезда в 42 т. Грузовая автомашина имеет колесную формулу — 4×4, объём кузова самосвала составляет 8 м3.
Модификация Татра Т815 280S25 также оснащена платформой с трёхсторонней разгрузкой. Кузов предназначен для работы с прицепом, вместимость — 9 м3. Грузоподъёмность машины составляет 16,4 т. Двигатель мощностью 362 л. с. соответствует требованиям Евро-3. Синхронизированная КПП самосвала предусматривает 10 и 2 ступеньки переднего и заднего хода соответственно.
история
Tatra Jamal продолжает традицию тяжелых вездеходных коммерческих автомобилей Tatra: к ним относятся Tatra 111 , сыгравшая решающую роль в реконструкции после Второй мировой войны , и Tatra 148 , производство которого было прекращено в 1982 году. После этого, в 1990 — х были только грузовики в Татрах к середине Frontlenker построены -version.
Одним из пусковых механизмов для развития Джамала 163 был, среди прочего, запрос российских клиентов из сибирской Арктики для всех -terrain долго- капота самосвала с воздушным охлаждением двигателем. Такие двигатели, поскольку они производятся компанией Tatra в течение длительного времени, имеют преимущества перед двигателями с водяным охлаждением: они включают более простую конструкцию и большую надежность в эксплуатации, особенно при температурах ниже точки замерзания.
Спрос на автомобиль с капюшоном был обусловлен большей доступностью двигателя для ремонта и технического обслуживания по сравнению с автомобилями с передним приводом. В то же время это обеспечивает лучшую защиту водителя от внешних воздействий. Однако основной причиной потребности заказчика в конструкции такого типа было желание, чтобы водитель мог согреться в кабине (с независимой от двигателя системой обогрева) во время возможных ремонтов при арктических температурах (с передним приводом). транспортных средств, кабина должна быть наклонена при доступе к двигателю).
В период с 1995 по 1998 год было выпущено большое количество прототипов. Экстремальные температуры в Сибири зимой, а также транспортировка тяжелых грузов по глубоким болотам в переходные месяцы оказались особой проблемой. В 1997 году прототип был испытан в одном из самых суровых районов Сибирской Арктики и позже передан газоразведочной компании .
После четырех лет разработки в 1999 году началось серийное производство. В том же году было одобрено разрешение на строительство дороги, первоначально для Чешской Республики, Словакии и России. Производство закончилось в 2015 году.
Гадкий утенок
По привычке мы часто называем подобные капотные самосвалы «ямалами», но сами «татровцы» предпочитают величать все семейство машин серией Т 163. Объясню почему. Первые партии грузовиков серии Jamal поставили в российское Заполярье около десяти лет назад. Тогда машины показали себя не лучшим образом. К чести чешских машиностроителей по всему списку претензий они провели тщательную работу над ошибками, и новые партии машин достаточно успешно эксплуатируются в жестких условиях Крайнего Севера. Проблемы-то решили, а не очень добрая слава осталась, поэтому сейчас от названия Jamal отказались, как бы подчеркивая, что у современных самосвалов и первых партий «ямалов» мало общего.
Чисто внешне самосвалы этого семейства сложно спутать с какими-либо другими: их облик уж очень чудаковатый и самобытный. Не последнюю роль здесь сыграла своеобразная капотная, а точнее, полукапотная компоновка. Для улучшения обзорности края капота обрезали и, чтобы водителю проще было почувствовать габариты, на края бампера установили специальные рожки, что сделало внешний облик машины совсем уж неповторимым. Один в один – гадкий утенок. Забегая вперед, скажу, что, попав в труднопроходимый карьер, как в сказке, утенок превратился в прекрасную птицу и легко пролетал там, где другие «полноприводные пернатые» с трудом трогались с места. В этом грузовикам Tatra нет равных.
Самосвальная надстройка протестированного «ямала» тоже выглядит достаточно специфично. У кузова нет заднего борта, зато он оснащен огромным козырьком, полностью закрывающим крышу кабины сверху. Такая машина скорее предназначена для эксплуатации вне дорог общего пользования. На машины серии Т 163 устанавливают и кузова с бортами и без козырька, но вместимость у них 12 м3, тогда как карьерный кузов вмещает 14 м3 груза. И это без учета загрузки «с шапкой», а так вместимость увеличивается на 2 м3. Задние фонари закрыты металлическими щитками, ведь машина создана для работы в карьере, а закреплены фонари непосредственно на кузове, что делает их практически неуязвимыми.
Особенности конструкции самосвала ТАТРА
Уникальность чешских грузовиков заключается в хребтовой раме. Основным несущим элементом конструкции является труба большого диаметра, соединяющая двигатель с трансмиссией. Коробка передач и раздаточная коробка жёстко крепятся на трубе. Внутри неё размещается вал, который передаёт крутящий момент на трансмиссию. Хребтовая рама имеет высокую сопротивляемость на кручение и защищает механизмы, находящиеся внутри неё.
Использование трубчатой рамы ведёт к применению независимой подвески и качающихся полуосей. Это обеспечивает привод всех колёс, которые работают независимо друг от друга.
Уникальным является и двигатель Tatra. Он изготовлен с раздельными головками блока для каждого цилиндра. Такое решение облегчает ремонт и сервисное обслуживание силовой установки. Кроме того, мотор имеет воздушное охлаждение. В развале между блоками цилиндров V-образного двигателя установлен вентилятор, который через дефлектор подаёт на мотор строго направленные потоки воздуха. Две воздушные струи обдувают масляные радиаторы.
Специфично и использование выхлопных газов. В самосвалах Tatra очищенные SCR системой они направляются на обогрев кузовной платформы.
Технические характеристики самосвала ТАТРА-815
Конструкция самосвала TATRA-815 оригинальна и проста. В этой простоте кроется надёжность, неприхотливость и долговечность эксплуатации автомобиля, о чём говорят положительные отзывы водителей из многих стран.
На грузовиках штатно устанавливается 8-цилиндровый V-образный дизельный двигатель Tatra ТЗС-928 с рабочим объёмом 12,6 т. см³ и воздушным охлаждением. В пару к нему ставится механическая КПП 14 TS 210 L. Самосвалы с колёсной формулой 8х8 оснащают двигателем V12. Для запуска используются два стартера. Подачу горючего осуществляет топливный насос высокого давления.
Передняя и задние оси – ведущие, с качающимися полуосями. Передний мост отключаемый. Ведомые шестерни и сателлиты, передающие крутящий момент от дифференциала, располагаются в картере моста. Сам дифференциал – цилиндрического типа – размещён в несущей хребтовой трубе.
Передняя подвеска торсионная с телескопическими амортизаторами. На четырёхосную модель вместо торсионов устанавливаются рессоры. Задний мост рессорный, с нагрузкой до 11,5 тонн в стандартном исполнении. Усиленные рессоры могут выдерживать до 16,5 тонн.
Ширина грузовик Татра 815 составляет 2,5 метра. Длина трёхосного самосвала – 7,6 м., высота (в зависимости от кузова) – от 3,1 до 3,25 м. Клиренс 300 мм. Максимальная скорость составляет 85 км/час, а расход топлива доходит до 45 литров.
Рабочее место водителя имеет небольшие размеры, но достаточно удобно. Органы управления расположены «под рукой». Панорамное лобовое стекло обеспечивает хороший обзор. Кресло регулируется по высоте и наклону спинки. Несмотря на голые стены кабины, шумность сведена к минимуму. Для обогрева зимой может быть установлен дополнительный автономный отопитель. Но и со штатным, по отзывам владельцев, в кабине очень комфортно.