Реставрация двигателя
Многие любили классические автомобили, особенно маскл-кары, например, наш Mustang 65, главным образом потому, что такие машины были быстрыми и мощными. Конечно, многие из них выглядели великолепно, но вполне вероятно, что меньше людей запомнят и будут грезить о них, если они будут медленными. Поэтому одной из наиболее важных задач восстановления является капитальный ремонт или замена двигателя автомобиля.
Сначала начните с его полного демонтажа, разборки и дефектовки. Топливные насосы, карбюраторы, головки цилиндров и компрессоры — все должно быть снято. Как и в случае с внешним видом автомобиля, изучите каждую деталь и посмотрите, что нужно отремонтировать и какие части необходимо заменить.
Легкость, с которой вы можете найти детали для двигателя вашего автомобиля, сильно зависит от тиража, годов производства и специфичности модели. Например, вы можете найти детали для своего Мустанга где угодно, но если вы решите восстановить что-то более необычное, например, более старый европейский или японский автомобиль, поиск необходимых вам запасных частей может потребовать немного большего средств и сил.
Вы можете восстановить оригинальный двигатель, если хотите аутентичности, но есть и другой путь. Если реализуемый вами проект – индивидуальный заказ или воплощение собственных представлений о том, каким должен быть автомобиль, а также если продажа на аукционе не предполагается, нет ничего плохого в установке совершенно нового мотора. Зачем хранить этот старый 4,735- литровый V-8 в вашем Мустанге, когда вы можете перейти на 7-литровый двигатель Cobra? С так называемым кит-кар набором, также доступным в Интернете, и запасными частями из каталогов, вы можете легко создать свой автомобиль мечты.
Стоит упомянуть и о так называемой частично реставрации. Её приверженцы убеждены, что настоящая аутентичность достигается только при минимальном вмешательстве, только в случае необходимости замены изношенной детали. Перекраска или полная перетяжка салона – крайние меры, которые превращают модель в новодел. Виду этого стоит внимательно рассмотреть доставшийся вам экземпляр на предмет его первоначальной сохранности и целесообразности полного восстановления.
Реставрация автомобиля — большое дело. Фактически, эта статья едва отражает малую часть того, насколько сложен этот процесс. Он потребует значительных финансовых вливаний, времени, мастерства, знаний и навыков, даже если вы доверите работу профессионалам. Но если же всё будет сделано правильно, вам удастся воскресить машину из мёртвых и довести её до первоначального заводского состояния, или же построить автомобиль по собственному представлению об идеале. В любом случае, зачем упускать шанс водить машину своей мечты?
Краткое резюме
Итак, пообщавшись с разными людьми, которых объединяет одно — любовь к старой технике, можно сделать краткие выводы в виде тезисов:
Бизнес на ретроавтомобилях не стоит открывать на последние или, тем более, заемные денежные средства — проект может потребовать куда больших инвестиций, чем планировалось изначально.
Ниша на рынке по-прежнему практически пустая. Для понимания масштабов аналогичных проектов, не поленитесь и ознакомьтесь с деятельностью крупных компаний по реставрации и перепродаже ретротехники — вы будет поражены! Например, ателье Byrnes Motor Trust Restoration Facility сейчас «приводит в чувство» порядка 400 железных «старичков» пенсионного возраста, а в компании трудится порядка 200 человек! Чувствуете в себе силы и возможности для старта такого бизнеса — не мешкайте, через десяток-другой при успешном стечении обстоятельств будете лидером рынка в России.
Рассматривать бизнес на ретротехнике можно и не располагая депозитом с 6-7 нулями
Новичкам стоит обратить внимание на рынок классической советской техники. Вложения в «классику» могут составить 150-200 тысяч рублей. Зачастую возможность заработка может буквально «лежать на поверхности» — не ленитесь мониторить зарубежные аукционы по купле-продаже автомобилей
Разница на технику в различных регионах земного шара может быть очень существенной. Не бойтесь мыслить глобально.
Параллельно с куплей-реставрацией-продажей старых автомобилей процветает бизнес по реализации запчастей на классические машины и всевозможные разборки техники. Вложения в такой бизнес существенно ниже, при этом показатели по маржинальности порой просто колоссальные. Обеспеченные владельцы раритетных «железных коней» порой готовы переплачивать немалые суммы за деталь для своего любимца, которую крайне трудно найти.
Действительно большой заработок на олдтаймерах возможен только в долгосрочной перспективе. Для этого вам потребуется не только прекрасно разбираться в старых тачках, но и обладать чутьем инвестора. Тогда на протяжении нескольких лет сможете заработать миллионы. Но это не точно.
Зачастую возможность заработка может буквально «лежать на поверхности» — не ленитесь мониторить зарубежные аукционы по купле-продаже автомобилей. Разница на технику в различных регионах земного шара может быть очень существенной. Не бойтесь мыслить глобально.
Параллельно с куплей-реставрацией-продажей старых автомобилей процветает бизнес по реализации запчастей на классические машины и всевозможные разборки техники. Вложения в такой бизнес существенно ниже, при этом показатели по маржинальности порой просто колоссальные. Обеспеченные владельцы раритетных «железных коней» порой готовы переплачивать немалые суммы за деталь для своего любимца, которую крайне трудно найти.
Действительно большой заработок на олдтаймерах возможен только в долгосрочной перспективе. Для этого вам потребуется не только прекрасно разбираться в старых тачках, но и обладать чутьем инвестора. Тогда на протяжении нескольких лет сможете заработать миллионы. Но это не точно.
Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором: [email protected](c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
12.04.2020
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Требования к раритетным автомобилям
Раритетные и классические автомобили не могут передвигаться по дорогам общего пользования, если они не соответствуют требованиям безопасности. Им в любом случае придется проходить техосмотр — и только после этого их могут допустить к движению по дорогам. Гост устанавливает требования для такого техосмотра, и они гораздо мягче, чем к обычным автомобилям. Техосмотр обязателен для каждого транспортного средства, зарегистрированного как классическое. При этом раритетный автомобиль по-прежнему должен быть безопасен для окружающих.
Проверяют тормозную систему: она должна быть исправна. Если на заводе тормоза установили только на одной оси, их не заставят менять. Рулевое управление должно обеспечивать возможность поворота и не иметь деталей со следами деформации, трещинами и повреждениями. Но в старые жигули не потребуют поставить руль с подушкой безопасности.
Шины должны быть без повреждений и соответствовать времени года. На креплении колеса должны быть все болты и гайки. На одной оси нельзя устанавливать шины разного размера или с разным рисунком протектора. Большинство современных автомобилей не имеют камер в колесах — но сложно представить, например, Форд Т или ГАЗ-АА на бескамерной резине. Поэтому если шины комплектуются камерами — все можно оставить как есть.
Должны работать фары и габаритные огни, указатели поворотов — если они вообще когда-то были на таких автомобилях. Они должны соответствовать конструкции, предусмотренной заводом-изготовителем для этого транспортного средства. Если в них не предусмотрено переключение с ближнего света на дальний, менять ничего не нужно. Если фар и поворотников нет — ездить придется только днем.
Лобовые и боковые стекла тоже есть не на всех старых машинах. Но если они имеются — затонировать лобовое и передние боковые стекла нельзя. Они должны пропускать не менее 70% света. Сиденья должны быть закреплены в предусмотренных конструкцией местах, а двери — надежно закрываться замками. Это если стекла и двери в машине вообще есть.
А еще на автомобиле должен быть государственный регистрационный знак. В нем запрещено сверлить дополнительные отверстия для крепления — возможно, для того чтобы закрепить его на автомобиле начала прошлого века, придется проявить изобретательность и изготовить специальную рамку.
Суть бизнес-идеи
Кратко о том, как устроен бизнес на ретроавтомобилях (или олдтаймерах, как их еще называют) можно увидеть на многочисленных развлекательных шоу каналов Discovery или BBC. На камеру все выглядит красочно и немного пафосно — предприимчивые авторы покупают редкую развалюху в гараже у седовласого владельца и после многочисленных поисков запчастей на местных свалках и мучений в кастом-ателье выкатывают на публику блестящий надраенными боками шедевр, который затем реализуется с молотка за кругленькую сумму.
А как обстоят дела у российских предпринимателей? Нам удалось побеседовать с несколькими представителями автобизнеса, каждый из которых поделился личным опытом — начиная от перепродажи «капсулы времени» ВАЗ 2103 с минимальным пробегом, и заканчивая сложной логистикой масл-каров из Старого и Нового Света.
В сегодняшнем обзоре мы немного отойдем от привычного формата с финансовыми показателями и приведем в качестве примера несколько кейсов предпринимателей, уже успешно работающих в этой сфере. Дело в том, что и вложения, и приложенные усилия, и итоговый доход могут очень сильно зависеть от множества различных факторов — начиная от модели авто и заканчивая опытом предпринимателя.
Кейс 1: 250% маржинальности под слоем пыли
«Отношение к советскому автопрому у всех разное, однако спрос на вазовскую классику в последнее время стабильно растет», — рассказывает ростовский бизнесмен Александр. Уже несколько лет подряд он выискивает хорошо сохранившиеся машины, и после нехитрых манипуляций реализует их ценителям.
«Рецепта стопроцентного результата, к сожалению, не бывает — в частности, состояние выставленного на продажу экземпляра зачастую трудно оценить по фотографиям из объявления (это еще в случае, если они есть). Буквально на прошлой неделе пришлось отмахать 500 километров в Воронежскую область на осмотр классического «Москвича», который на поверку оказался не в лучшем состоянии — слишком долго стоял в гараже и его восстановление обойдется в круглую сумму».
А вот несколькими месяцами ранее фортуна улыбнулась предпринимателю — он обнаружил в гараже пожилого дедушки в Ростовской области идеально сохранившийся ВАЗ 2103, который последние 25 лет не эксплуатировался по причине здоровья владельца. Вложения составили 80 тысяч в непосредственно покупку «Жигулей», еще 20 000 рублей ушли на химчистку, замену всех резиновых деталей и рабочих жидкостей. По итогу спустя пару недель автомобиль ушел в частную коллекцию на Северный Кавказ за 250 000 рублей. Таким образом, прибыль составила 250% всего за месяц!
Краткое резюме
Итак, пообщавшись с разными людьми, которых объединяет одно — любовь к старой технике, можно сделать краткие выводы в виде тезисов:
Бизнес на ретроавтомобилях не стоит открывать на последние или, тем более, заемные денежные средства — проект может потребовать куда больших инвестиций, чем планировалось изначально.
Ниша на рынке по-прежнему практически пустая. Для понимания масштабов аналогичных проектов, не поленитесь и ознакомьтесь с деятельностью крупных компаний по реставрации и перепродаже ретротехники — вы будет поражены! Например, ателье Byrnes Motor Trust Restoration Facility сейчас «приводит в чувство» порядка 400 железных «старичков» пенсионного возраста, а в компании трудится порядка 200 человек! Чувствуете в себе силы и возможности для старта такого бизнеса — не мешкайте, через десяток-другой при успешном стечении обстоятельств будете лидером рынка в России.
Рассматривать бизнес на ретротехнике можно и не располагая депозитом с 6-7 нулями
Новичкам стоит обратить внимание на рынок классической советской техники. Вложения в «классику» могут составить 150-200 тысяч рублей
Зачастую возможность заработка может буквально «лежать на поверхности» — не ленитесь мониторить зарубежные аукционы по купле-продаже автомобилей. Разница на технику в различных регионах земного шара может быть очень существенной. Не бойтесь мыслить глобально.
Параллельно с куплей-реставрацией-продажей старых автомобилей процветает бизнес по реализации запчастей на классические машины и всевозможные разборки техники. Вложения в такой бизнес существенно ниже, при этом показатели по маржинальности порой просто колоссальные. Обеспеченные владельцы раритетных «железных коней» порой готовы переплачивать немалые суммы за деталь для своего любимца, которую крайне трудно найти.
Действительно большой заработок на олдтаймерах возможен только в долгосрочной перспективе. Для этого вам потребуется не только прекрасно разбираться в старых тачках, но и обладать чутьем инвестора. Тогда на протяжении нескольких лет сможете заработать миллионы. Но это не точно.
Денис Малеев, директор транспортной компании, автожурналист, эксперт портала openbusiness.ru в области автобизнеса Связаться с автором: [email protected](c) www.openbusiness.ru — портал бизнес-планов и руководств по открытию малого бизнеса
12.04.2020
Сохраните статью, чтобы внимательно изучить материал
Как признать автомобиль раритетным или классическим
На раритетное транспортное средство можно будет оформить идентификационную карту. Выдать ее имеет право общероссийская спортивная федерация по виду спорта «Автомобильный спорт».
О ценах на эту услугу и о сложности ее получения говорить пока трудно: гост начал действовать совсем недавно, а пандемия коронавируса отодвигает на некоторый срок его практическое применение.
Бланк идентификационной карты раритетного транспортного средства
Раритетный автомобиль можно признать классическим после историко-технической экспертизы. Это может сделать только эксперт по классическим транспортным средствам, аккредитованный при Российской автомобильной федерации. Данные обо всех таких экспертах есть в реестре экспертов по классическим транспортным средствам, аккредитованных РАФ. На момент публикации статьи в реестре всего пять экспертов. Их станет больше, как только заработает гост. Пока что сложно сказать, сколько может стоить такая экспертиза.
Эксперт должен осмотреть автомобиль, определить марку, модель и модификацию, установить год выпуска. А еще он должен провести проверку соответствия требованиям к классическим транспортным средствам. Если в конструкции будут найдены изменения — эксперту придется выяснить, зачем их внесли.
По результатам эксперт должен будет подготовить заключение историко-технической экспертизы. Если он не признает автомобиль классическим, заказчик может попросить эксперта указать признаки несоответствия конструкции и дать рекомендации по устранению недостатков. Если все будет в порядке, на автомобиль оформят паспорт классического транспортного средства.
Бланк паспорта классического транспортного средства
Такой паспорт не заменяет ПТС. Он свидетельствует, что машина имеет историческую ценность и в ней нет существенных изменений конструкции по сравнению с оригиналом. Российская автомобильная федерация планирует добиваться для владельцев таких автомобилей льгот по налогам и по страховке — но это в проекте. Никаких законов на этот счет еще не принимали. Мы обязательно расскажем, как только они появятся. Пока что для ФНС и страховщиков раритетный автомобиль ничем не отличается от любого другого.
Также в госте есть регламент экспертизы старых самодельных транспортных средств. Это работа не менее чем для двух экспертов по классическим транспортным средствам. Иногда такие автомобили представляют не меньшую историческую ценность, чем те, что сошли с конвейера. Любой самодельный автомобиль существует в единственном экземпляре, тогда как его ровесники, выпущенные на автозаводе, производились в огромном количестве.
Гост будет полезен коллекционерам и любителям старины. Им будет проще отличить автохлам от автомобиля, который представляет историческую ценность.
Теперь можно изучать и сохранять раритетные транспортные средства, а также использовать их на дорогах общего пользования. На дорогах будет больше интересных автомобилей: у автолюбителей появился стимул восстанавливать их и содержать в достойном состоянии.
Кейс 2: Как заработать на любви немцев к «мускулам»
Второй бизнес-идеей поделился предприниматель Никита, который уже не первый год занимается бизнесом на ретроавтомоилях, однако довольно настороженно относится к российскому рынку. По его словам, наибольший доход приносит перепродажа ретромашин на территории Европы — там спрос существенно выше.
Типичный «классик», на котором зарабатывает бизнесмен — так называемый muscle car из Штатов, это в основном Ford Mustang или Chevrolet Camaro. Такое прозвище автомобили получили за «мускулистый» дизайн кузова, которому характерны рельефные переходы, и мощные двигатели на агрегатах массовых автомобилей.
Итак, первым делом находится «Мустанг» в состоянии «под реставрацию». Для общего понимания бизнес-процесса будем оперировать суммами в евро. Относительно «живой» (но при этом требующий внимания по кузову и вложений по технической части) Мустанг стоит порядка 19-20 000 евро. Отбор автомобилей происходит на местных досках объявлений и аукционах.
После приобретения «железный конь» переправляется в Восточную Европу, где силами литовских мастеров проводится его реставрация. Почему Литва? Дешево по европейским меркам и сердито (те, кто ранее занимался перегоном авто из старушки-Европы, знает что именно литовские автомобильных рук мастера «подшаманивают» машины перед въездом в Россию). Реставрация обходится примерно в 10-15 тысяч, в результате чего стоимость инвестиций в Ford Mustang вырастает примерно до 35 000 евро. При этом средний ценник на такую машину в Германии, где оказывается немало любителей американской классики — 60 000 евро. Весь процесс, начина от покупки масл-кара в Штатах, заканчивая его реализации в Германии, составляет порядка полугода. По приблизительным подсчетам, это порядка четырех с небольшим тысяч евро в месяц, или 300 000 рублей месячной доходности.
Основные задачи, которые стоят перед реставраторами старых автомобилей
Начинают процедуру реставрации автомобилей с основы – кузова (рамы). Для этого с него полностью демонтируется все навесное оборудование. После чего удаляется старая краска и грунт. В итоге автомобиль очищается до чистого металла. Далее следует процедура осмотра кузова (рамы) не предмет коррозии, повреждений, трещин и т.д. Если таковые присутствуют их устраняют методом сварки и шпатлевки. Иногда попадаются машины в таком плачевном состоянии, что отремонтировать родные элементы кузова бывает крайне сложно. Поэтому приходится либо искать донор для авто (такую же модель в еще худшем состоянии), либо заказывать запчасть у мастеров. К сожалению, в этом плане мы намного уступаем Европе. Там на сегодняшний день действуют довольно большие компании, которые специализируются именно на восстановлении ретро автомобилей. Не редко такие структуры являются подразделениями больших автоконцернов. У нас же все пока в основном изготовляется кустарными методами: у ближайшего кузнеца, токаря, слесаря, фрезеровщика, и т.д. После этого авто заново грунтуется и окрашивается. Но дополнительно к этому, все сомнительные места (стыки, сварные швы, места ремонта), обрабатываются современными антикоррозийными материалами.
Реставрация кузова автомобиля
После кузова (рамы) наступает очередь двигателя. Здесь как мы отмечали, имеется два или точнее три пути решения. Первый это отремонтировать старый мотор (если его техническое состояние позволяет это сделать). Второй способ это используя за основу старый двигатель, но установив на него более современные подходящие запчасти, отремонтировать его (расходные материалы типа резинотехнических изделий не в счет). И третий способ установить на автомобиль полностью новый двигатель от другой подходящей модели. Кстати аналогичная ситуация с трансмиссией и ходовой частью. Не смотря на то по какому пути вы пойдете, силовой агрегат, как правило, разбирают полностью до последнего винтика. А потом, тщательно проверяя состояние каждого элемента, собирают все обратно.
Третий этап реставрации представляет собой внутреннюю и внешнюю отделку. Естественно, что если можно изготовить запасные части для двигателя и кузова по оригинальным чертежам, то можно и восстановить полостью дизайн отделки салона. Тем более что на заре автомобилестроения, каких-то замысловатых форм и материалов для отделки не использовали. Все было аскетично, но со вкусом и своеобразной изысканностью. Но не стоит думать что все так просто. Ведь раньше кожаные изделия и деревянные конструкции стоили значительно меньше и поэтому их использовали в большом количестве для отделки салонов автомобилей конца позапрошлого и первой половины прошлого века. Поэтому будьте готовы раскошелиться на кожу и деревянные поделки. Аналогичная ситуация и с металлическим частями авто. Особенно для экстерьера. В те годы выплавка нержавеющих сортов металла была на этапе развития, поэтому для транспортных средств использовали обычные стальные элементы, но покрытые слоем хрома (хромирование), для защиты от коррозии. Причем все они делались добротными, а не как сейчас берешь в руку и не поймешь то ли пластик, то ли металл в руке.
Результат реставрации автомобиля
Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса
Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.
Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.
Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились. Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.
Кейс 2: Как заработать на любви немцев к «мускулам»
Второй бизнес-идеей поделился предприниматель Никита, который уже не первый год занимается бизнесом на ретроавтомоилях, однако довольно настороженно относится к российскому рынку. По его словам, наибольший доход приносит перепродажа ретромашин на территории Европы — там спрос существенно выше.
Типичный «классик», на котором зарабатывает бизнесмен — так называемый muscle car из Штатов, это в основном Ford Mustang или Chevrolet Camaro. Такое прозвище автомобили получили за «мускулистый» дизайн кузова, которому характерны рельефные переходы, и мощные двигатели на агрегатах массовых автомобилей.
Итак, первым делом находится «Мустанг» в состоянии «под реставрацию». Для общего понимания бизнес-процесса будем оперировать суммами в евро. Относительно «живой» (но при этом требующий внимания по кузову и вложений по технической части) Мустанг стоит порядка 19-20 000 евро. Отбор автомобилей происходит на местных досках объявлений и аукционах.
После приобретения «железный конь» переправляется в Восточную Европу, где силами литовских мастеров проводится его реставрация. Почему Литва? Дешево по европейским меркам и сердито (те, кто ранее занимался перегоном авто из старушки-Европы, знает что именно литовские автомобильных рук мастера «подшаманивают» машины перед въездом в Россию). Реставрация обходится примерно в 10-15 тысяч, в результате чего стоимость инвестиций в Ford Mustang вырастает примерно до 35 000 евро. При этом средний ценник на такую машину в Германии, где оказывается немало любителей американской классики — 60 000 евро. Весь процесс, начина от покупки масл-кара в Штатах, заканчивая его реализации в Германии, составляет порядка полугода. По приблизительным подсчетам, это порядка четырех с небольшим тысяч евро в месяц, или 300 000 рублей месячной доходности.
Из старого УАЗа сделал кабриолет
В 2002 году мне захотелось внедорожник: брутальный автомобиль вроде Willys MB — открытый армейский вездеход песочного цвета, с лопатой и топориком на борту кузова.
Я купил новый УАЗ-31519. Поставил автомобиль на учёт и в тот же день превратил его в кабриолет — снял крышу и верхние рамки дверей.
Следующей весной я решил сильнее переделать автомобиль.
В первоначальном виде садиться в машину было неудобно, несколько раз чуть не порвал куртку об острый угол, когда выходил из машины. Поэтому сначала сделал двери пошире: заднюю часть дверного проёма перенёс на 200 мм назад. Садиться в машину и выходить из неё стало удобнее.
Потом убрал задние двери. Между дверями у УАЗа были заливные горловины баков. Я оставил баки на месте, а горловины перенёс дальше назад — тоже на 200 мм. Получился автомобиль-купе с двумя полноценными местами и отдельным багажником.
Ещё добавил каркас безопасности — конструкцию из труб, приваренных к кузову.
По идее каркас должен был бы защитить машину от деформации в случае ДТП
Когда всё было сделано, каркас безопасности показался слишком тонким. Решил сделать его толще с помощью чехла: обернул трубы поролоном и обшил виниловой кожей в цвет кузова. Машина стала выглядеть более гармонично.
Чехол для каркаса безопасности сделал по моим чертежам мастер по обивке мягкой мебели. Ещё мы предусмотрели застёжки на липучках, чтобы чехлы было легко снять и постирать
Когда каркас был готов, мне перестала нравиться рамка лобового стекла. Рамка УАЗа высокая, а верх не прямой, а дугообразный. Всё это не сочеталось с прямым ровным каркасом.
Тогда я сварил из труб новую рамку, а верхнюю линию выпрямил и опустил на 50 мм. Пропорции визуально изменились: при той же высоте кузова и колёс машина стала более приземистой и визуально чуть шире.
Каркас безопасности и рамку лобового стекла сварил сам, а затем покрасил в цвет кузова
Постепенно я отошёл от идеи лаконичного кабриолета в стиле милитари. Так неожиданно для себя купил спортивные кожаные сиденья жёлтого цвета, а затем покрасил кузов в матовый жёлтый. Для тех времён это выглядело новаторски: матовые кузовы встречались редко. Чтобы «успокоить» обилие жёлтого, оформил борта панелью из рифлёного алюминия.
Ещё установил новый руль и трёхточечные ремни безопасности — это придало машине спортивный вид.
Про мой кабриолет писали в журнале «4×4 Полный привод»
На этом УАЗе я ездил пять лет. Потом решил продать и столкнулся в ГИБДД с проблемой: тюнинг УАЗа не соответствовал ПТС. Автомобиль можно было снять с учёта, но новый владелец не смог бы зарегистрировать машину на себя.
Пришлось узаконить изменения в конструкции автомобиля. Для этого я обратился за экспертизой в Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ».
Через пару месяцев мне выдали новый документ, в котором мой УАЗ обозначался как родстер: так называют двухместные спортивные автомобили с мягкой или жёсткой съёмной крышей.
С таким документом автомобиль можно было спокойно продавать — экспертиза одобрила все изменения в конструкции
Я продал УАЗ коллеге, который на нём так ни разу и не прокатился: сказал, что страшновато. Позже этот УАЗ выкупил коллекционер старых машин из Подмосковья, он и сейчас в его частной коллекции.
Расходы на переделку автомобиля не окупились: они превысили стоимость нового УАЗа в 2,5 раза. Но я не жалею, так как всё равно получил удовольствие — от тюнинга, поездок, участия в выставках.
Мой родстер смотрится стильно и внушительно, в нём угадывается боевой дух
Без дополнительных вложений
Отдельная категория предпринимателей целенаправленно не имеет дела с машинами, требующими восстановления. Редкий классический автомобиль просто воспринимается как среднесрочная или долгосрочная инвестиция, которая позволит с лихвой окупить вложения через несколько лет.
На чем можно заработать в этой сфере по продаже классических машин? Еще один наш собеседник, проживающий в Краснодарском крае, признается что всего несколько лет назад наиболее выгодным был «путь наименьшего сопротивления» — экспорт иномарок из России. В частности, где-нибудь под Ростовом покупался за условные 1,5-2 миллиона рублей хорошо сохранившийся немецкий родстер выпуска конца 90 годов, после чего машина вывозилась из страны и ставилась на учет в Германии. Сейчас стоимость аналогичных моделей в Европе составляет порядка 50-60 000 евро, то есть в 2-2.5 раза выше.
По словам сочинского коллекционера и предпринимателя, занимающегося продажей ретротехники, чем в более долгосрочной перспективе рассматривается проект, тем более выгодным он может быть. Например, всего лет десять назад, в 2008-2009 годах, на рынке было несколько предложений от коллекционеров по ЗИС-110 — престижных автомобилей, специально разработанных в СССР для высшего командного состава армии и партийных чиновников. Закупочная стоимость машин на рынке в конце нулевых — порядка 10 000 долларов, тогда это были какие-то 300 000 рублей. Даже если не отталкиваться от существенно изменившегося курса рубля к доллару за минувшие годы, доходность такого транспорта на сегодняшний день выглядит колоссальной — ценники подскочили до 150 000 долларов, то есть в 15 раз!
Впрочем, коллекционер из Краснодарского края явно скромничает — такой скачок цен, дескать, был прогнозируемым. И приводит пример с куда более экзотическими способами заработка на ретроавтомобилях — вывоз раритетов из стран, где только что произошел политический переворот или грянул финансовый кризис. Венесуэла, Бразилия, с недавних пор — Украина.
Снимаем розовые очки: подводные камни бизнеса
Впрочем, не все так радужно на рынке олдтаймеров. Выше мы рассказывали об успешных примерах заработка на ретротехнике, однако хватает примеров и с провальными проектами. Про один из них мне довелось услышать в разговоре с владельцем свадебного салона Артуром. По его словам, идея восстановить до идеального состояния «двадцать первую» Волгу пришла еще лет 10 назад, когда у него был свой автосервис. Однако ремонтно-восстановительные работы вылились в куда большую сумму, чем он изначально рассчитывал.
Даже изначально кузовные элементы (например, двери, крылья) на газовскую технику стоят довольно много, а в процессе реставрации всплывали все новые и новые нюансы. В итоге для того, чтобы довести машину до идеального состояния, в ГАЗ пришлось вложить порядка 2 000 000 рублей. Продать за такие деньги качественно отреставрированный авто можно, но предложений слишком много. Тираж «двадцать первой» был немаленьким даже по меркам топового по советским меркам авто и можно годами искать покупателя, готового выложить за нее такую сумму.
Решение из ситуации Артур нашел — сейчас машина сдается в прокат на свадебные мероприятия и фотосессии. Стоимость часа аренды подобного автомобиля с водителем составляет 2 000 рублей, таким образом за 5 часов фланирования по по городу седан приносит владельцу доход в 10 000 рублей. Благодаря такому нестандартному ходу вложения уже давно отбились. Кстати, о подобном виде бизнеса мы как-то уже писали. Однако на рынке олдтаймеров хватает примеров, когда проект после многочисленных затрат времени и сил не приносит ни цента. Впрочем, далеко не всех энтузиастов это обстоятельство останавливает — многие вкладывают в реставрацию немалые суммы только для того, чтобы оставить автомобиль себе и своим потомкам на память.
Что в итоге
Новый гост не запрещает эксплуатацию старых автомобилей — наоборот, он допускает на дороги автомобили, которые признают раритетными. Это добровольная процедура.
Раритетные автомобили теперь проходят техосмотр по более мягким правилам.
На автомобили, которые на таможне получают статус коллекционных, больше не нужно ставить ЭРА-ГЛОНАСС, им не требуется экспертиза безопасности конструкции транспортного средства.
Пока что новый гост не работает в полную силу. Мало экспертов, которые имеют право признать машину коллекционной, и непонятно, сколько стоят их услуги.
Если автомобиль все же удастся признать коллекционным — возможно, в будущем его стоимость будет выше. А может, и нет.