5 лучших вездеходов для крайнего севера

МТЛБ

Северный вездеход МТЛБ является бронированным многоцелевым и может использоваться для сложных трасс. Тягач на гусеничной тяге может проходить болотистую местность, пригорки, водоемы. На борту помещаются до 11 пассажиров. Двигатель (на 8 цилиндров) в транспортном средстве дизельного типа (V8), мощность мотора 240 л. с. и 900 Нм крутящего момента. Технические параметры машины обеспечивают разгон до 60-80 км/ч. Топливных баках помещается топливо на 500 км пути, расход на 100 км составляет 90 л.

Корпус конструкции состоит из бронированных металлических листов. Вездеход отличается хорошей проходимостью. Преимущество конструкции заключается во вместительном корпусе. Независимая подвеска в вездеходе торсионного типа. Предусмотрен щиток приборов на зимниках, на котором можно видеть параметры механических и электронных систем транспортного средства.

Ширина гусениц составляет 350 мм и обеспечивает комфортное прохождение поверхностей разной степени сложности. На базе вездехода создано более 50 модификаций для геологов, пожарников, лесников и т.д. В модификациях отличаются запас топлива, конструктивные решения, мощность двигателя, объем встроенных цистерн и т.д. Преимущества транспортного средства заключаются в проходимости сложных территорий, бюджетности запасных частей, простом ремонте.

Бобр

Гусеничный вездеход является универсальным транспортом для езды по северным территориям. Техника рекомендована для геологов, геофизиков, работников области энергетики, компаний нефтегазового комплекса. Подходит вездеход и для туристов при занятиях активными зимними видами спорта. Конструкция вездехода разработана для эксплуатации и хранения без гаража при температуре воздуха до -50°С, поэтому может использоваться на территориях Крайнего Севера.

Машина оснащена дизельным двигателем на 2,8 л, мощность которого составляет 130 л.с. По трассе и земле техника перемещается со скоростью 65 км/ч, скоростной режим на плаву с максимально разрешенной загрузкой достигает 5-6 км/ч. Плавает техника с помощью специальных гусеничных движителей.

Корпус является аналогом пассажирской или бытовой Газели, размещенной на гусеничной тяге. Гусеницы позволяют преодолевать поверхности любой сложности проходимости и могут работать при температурных режимах до -50°С. Вместимость техники составляет 3-4 человека. Стоимость вездехода составляет от 2 735 000 руб.

ГАЗ-66 на службе в ВДВ СССР

Эти особенности ГАЗ-66 – превосходное расположение центра тяжести, практически равная нагрузка на переднюю и заднюю ось; компактность за счёт кабины над двигателем – дали старт многолетней успешной «карьере» машины в воздушно-десантных войсках СССР. «Шишига» – пока единственный  в истории нашей армии серийный «грузовик-десантник».

ГАЗ-66Б – первоначальный десантный вариант со складной кабиной.

В течение 1965 года ГАЗ-66 успешно выдержал весь комплекс испытаний на наземных стендах и в реальном десантировании с разных высот, и 2 марта 1966 г. приказом Министра обороны СССР № 38 десантный автомобиль ГАЗ-66Б был принят на вооружение ВДВ Советской Армии. Он отличался от серийного складной кабиной с мягким верхом и откидной рамкой ветрового стекла. Дело в том, что в то время военно-транспортная авиация располагала самолётами АН-8 и АН-12, в грузовые кабины которых ГАЗ-66, установленный на парашютную платформу, не помещался по высоте.

Когда основным транспортным самолётом в армии стал Ил-76, эта проблема была снята, и в подразделения ВДВ стали поступать ГАЗ-66 с обычной цельнометаллической кабиной. «Шишига» превосходно проявила себя в реальных боевых и приближенных к боевым условиях войсковых учений и локальных военных конфликтов.

За исключением одного – в условиях минных засад афганских душманов. Ограниченный внутренний объём кабины и её расположение непосредственно над колёсами оказались опасными для экипажа в случае подрыва на мине, поэтому ГАЗ-66 вывели из состава боевых частей в Афганистане уже вскоре после начала этой десятилетней войны.

ГАЗ-66 на платформах для десантирования.

По состоянию на 2017 год ГАЗ-66 так и остался единственным в истории десантируемым грузовым автомобилем. Хотя имеется проект создания более современного аэромобильного грузовика, в рамках программы «КамАЗ-Мустанг»; есть опытные образцы этого преемника ГАЗ-66 в ВДВ; на 2018-2019 годы намечены его испытания.

Из состава вооружённых сил ГАЗ-66 были выведены ещё в конце 90-х годов. По современной концепции, ВДВ не нуждается в десантируемых с самолётов грузовиках – только для перевозки личного состава. Ведь уже  40 лет используются гусеничные плавающие легкобронированные БМД, с пушечно-пулемётным вооружением и возможностью установки на них ПТУР, АГС и прочего эффективного вооружения.

Актуальные цены на ГАЗ-66

На электронных досках объявлений нет недостатка в предложениях о продаже как бортовых и тентованных грузовиков ГАЗ-66, так и кунгов, и вахтовых автобусов на этом шасси. Автомобиль 80-х годов выпуска обойдётся, в зависимости от своего технического состояния, от 120 до 300 тысяч рублей.

За снятые с хранения в Росрезерве ГАЗ-66, с пробегом всего в пару тысяч километров, просят от 400 до 600 тысяч рублей. Это машины, которые долгие годы простояли на консервации (хранились в закрытых боксах), и имеют близкие к состоянию нового автомобиля характеристики.

Модель БМ 302

Копать ямы лопатой – занятие утомительное и долгое. Тем более, что вручную прокопать получается не любой грунт.

Процесс бурения ямы зимой ямобуром газ 66

Ямобур на базе вездехода ГАЗ 66 применяется в различных сферах – он пробуривает ямы строительного и бытового назначения. С помощью машины просто устанавливать опорные столбы, различные ограждения. Высокая проходимость БМ 302 обеспечивает мобильность техники – работы можно проводить в труднодоступных районах. Автомобиль специального назначения имеет следующие характеристики:

  • грузоподъемность оборудования – 1,25 тонны;
  • снаряженная масса техники – 5,8 тонны;
  • длина машины – 6,6 м;
  • ширина – 2,35 м;
  • высота – 3,45 м;
  • глубина бурения – до 3 метров;
  • минимальный диаметр отверстия – 0,25 м;

  • максимальный диаметр скважины – 0,8 м;
  • возможный угол бурения – от 62 до 90 градусов;
  • направление вращения бура – правое;
  • привод устройства – механический.

Изменение угла бурения позволяет делать скважины под углом, а с помощью подъемного устройства допускается поднимать грузы весом до 1,25 тонны. С помощью ямобура удобно устанавливать бетонные или металлические столбы:

  • столб закрепляется на подъемной установке;
  • под столб бурится отверстие;
  • бур убирается, и на подъемном механизме столб опускается в яму.

Остается только засыпать землю вокруг установленной конструкции и укрепить грунт.

Особенности конструкции ГАЗ-66; коротко о его отличиях от ГАЗ-63

ГАЗ-66 – советский грузовой автомобиль с колёсной формулой 4×4; рамной конструкции, безкапотной компоновки; грузоподъёмностью 2 тонны. Этот грузовик в своё время неоднократно становился лауреатом различных выставок, в том числе и международных. Но самая большая награда 66-го — это всенародная любовь и признание, за его безотказность и надёжность в самых трудных условиях эксплуатации .

Поразительная проходимость ГАЗ-66, не раз выручавшая в нашей стране многих, достигается, в значительной степени, за счёт использованных в нём самоблокирующихся дифференциалов переднего и заднего мостов. Но не только этого.

При разработке нового полноприводного грузовика команда конструкторов Горьковского автозавода опиралась на конструкцию 2-тонного внедорожного грузовика ГАЗ-63, выпускавшегося в 1948—1968 гг. Эту модель можно с полным правом назвать предшественником и прообразом 66-го. Однако ГАЗ-66 стал автомобилем совершенно новой конструкции – бескапотником с откидывающейся кабиной.

Предшественник «шишиги» – полноприводный ГАЗ-63.

Серьёзные сравнительные испытания убедительно показали значительное превосходство ГАЗ-66 перед его предшественником. Автомобиль ГАЗ-66 с полной нагрузкой в кузове (2 тонны), плюс с прицепом массой (весом) ещё в 2 тонны оказался способен пересечь песчаную пустыню в любом направлении.

В тех же условиях автомобиль ГАЗ-63 не смог далеко продвинуться даже без прицепа. Было установлено, что ГАЗ-66 может преодолевать песчаные подъёмы 22-23°, а ГАЗ-63 – подъёмы не более 4°.

Если грузовик ГАЗ-63 способен двигаться по снежной целине глубиной до 0,4 м, то у автомобиля ГАЗ-66 этот показатель – 0,7 м. Для 66-го был разработан новый, более мощный двигатель, улучшивший его динамические характеристики и, в конечном итоге, способствующий повышению проходимости. Применены самоблокирующиеся дифференциалы повышенного трения в ведущих мостах, которые обеспечили возможность передачи до 80% момента на одно колесо.

Расположение кабины над двигателем позволило при колёсной базе, равной базе автомобиля ГАЗ-63, увеличить полезную длину грузовой платформы и разместить запасное колесо за кабиной. Это дало возможность понизить погрузочную высоту платформы. Что, в свою очередь, способствовало улучшению поперечной устойчивости автомобиля.

Испытаниями было установлено: если автомобиль ГАЗ-63 при движении с низко расположенным (немного выше уровня бортов) грузом по бетонной площадке по кривой радиуса 25 м начинает опрокидываться набок при скорости 44 км/ч, то грузовик ГА3-66 в этих условиях не теряет устойчивости при любых скоростях движения. И только при скорости свыше 65 км/ч его заносит (боковой юз, без опрокидывания).

Лучшую устойчивость ГАЗ-66 придали также лучший баланс центра тяжести и увеличение колеи передних колёс – на 200 мм, и задних колес – на 150 мм. Для 66-го были разработаны также и новые шины увеличенного профиля, с развитыми грунтозацепами (размер шин 12.00–18).

Установка распорных колец в колесе даёт возможность ГАЗ-66 двигаться по слабым грунтам при сниженном до 0,5 кГ/см2 давлении в шинах. Понижение давления в шинах обеспечивает большую площадь опорной поверхности шин, резко уменьшая удельное давление на грунт.

Серьёзные усовершенствования были внесены в шасси основного ГАЗовского грузового внедорожника. На ГАЗ-63 стояли рессоры короткие и жёсткие, а на ГАЗ-66 использовали длинные и мягкие. Поэтому ГАЗ-63 при прохождении канав склонен к диагональному вывешиванию колёс. А ведь это полностью останавливает автомобиль: колёса крутятся – машина стоит! ГАЗ-66 же уверенно преодолевает самые сильные неровности рельефа.

Размещение кабины над двигателем обеспечило равномерное распределение общей нагрузки по осям: 47% – на переднюю ось и 53% – на заднюю, в то время как у автомобиля ГАЗ-63 распределение нагрузок но осям составляет соответственно 37 и 63%. Благодаря этой особенности сцепной вес автомобиля реализуется обоими мостами в одинаковой степени.

Газ-34039

ГАЗ-34039 является вездеходом гусеничного типа, используется на работе полярников. По конструкции транспортное устройство сходно с бронетранспортером. В технику встроен двигатель на 4,75 л мощностью на 110 л.с. при 2,4 тыс. оборотов, коробка передач пятиступенчатая. Количество цилиндров в двигателе — 4. Мотор снабжен системой предпускового подогрева, коробка дополнена пониженной передачей. Объем топливного бака составляет 370 л.

Транспорт может развивать максимальную скорость по трассе до 60 км/ч. По воде перемещение осуществляется со скоростью 6 км/ч. Вездеход может перемещаться по снежному насту в местах с вечной мерзлотой. Техническое оснащение вездехода обеспечивает быстрое прохождение снежных заносов, грязи. Дизельный двигатель может заправляться соляркой. Салон обогревается автономной системой отопления. В салоне помещаются до 10 пассажиров, предусмотрена возможность оборудования спальных мест на 4 человека.

Вездеход имеет показатель грузоподъемности 1,2 т, в снаряженном состоянии вес транспортного средства составляет 4,8 т. Конструкция в длину достигает 5,7 м, в ширину — 2,5 м, в высоту — 2 м. Габариты колесной базы составляют 3,6 м, высота клиренса 40 см. Разрешенный вес прицепа составляет не больше 2 т.

Конструкция гусениц улучшает тяговые параметры машины. Используется 12 опорных катков, движение техники обеспечивают 4 колеса. Распределение нагрузки по поверхности гусеничных конструкций нагрузка на поверхность земли снижена.

https://youtube.com/watch?v=_Y39Eii_QCk

На транспортном средстве могут быть установлены следующие разновидности гусениц:

  1. С открытыми металлическими шарнирами — вариант гусениц простой и надежный, крепежные элементы выполнены из качественной стали с высокой прочностью.
  2. С комбинированными шарнирами (из металла и резины) — в конструкции между элементами из металлических сплавов вставляют втулку из резины, снижающую трение машинных деталей и повышающие запас прочности и рабочего ресурса.
  3. Асфальтоходные гусеницы являются сложной конструкцией позволяют автотехнике перемещаться по городским дорогам.

Ямобуры БКМ 317 и БКМ 318

Бурильно-крановые автомобили БКМ 317 и БКМ 318 созданы на шасси ГАЗ 3308. Транспорт является востребованным – высокая проходимость машины позволяет использовать ее в условиях бездорожья и в регионах с суровым климатом.

Ямобур БКМ 317 на базе ГАЗ 3308

  • При возведении заборов;
  • Для установки ограждений и ворот любого типа;
  • Для установки столбов, высадки деревьев и кустарников;
  • Укладки фундамента.

Применение ямобур нашел и в сфере обслуживания линий электропередач. При этом работы выполняются качественно, в минимально короткие сроки. Осуществлять такие работы позволяет входящее в комплект техники крановое оборудование.

Технические характеристики БКМ 317:

  • Глубина бурильного отверстия, max – 3 метра;
  • Диаметр отверстия – от 0,25 до 0,8 м;
  • Грузоподъемность бурильной установки – 1,25 тонны;
  • Тип привода бурильного оборудования – механический;
  • Шасси, взятое за основу – ГАЗ 33081 «Садко»;
  • Максимальная высота подъема – 6,3 м;
  • Тип применяемой кабины – однорядный;
  • Полная масса автомобиля – 6,3 тонны.

Машина БКМ 318 имеет более совершенную конструкцию. У нее установлен гидравлический привод вращения бурильного инструмента, увеличена грузоподъемность до 2 тонн. К тому же на шасси устанавливается двухрядная кабина, и на объект проводимых работ выехать на автомобиле может сразу несколько человек.

Машина практически незаменима в условиях выполнения сложных строительных работ вахтовым методом.

Кузов и кабина

В кузов ГАЗ-66 входит металлическая платформа, высокие решетчатые борта и скамейки откидного типа. Задний борт открывается, тент натягивается на 5 дугах. Цельнометаллическая кабина обладает двумя унифицированными сидениями – для управляющего машиной и пассажира, которые разделены верхним кожухом силового агрегата.

Чтобы водитель во время длительной поездки мог отдохнуть, конструкторы предусмотрели в кабине спальное место подвесного типа. Если сказать по-простому, то это брезентовый гамак на 4-х крючках. Обстановку в кабине ГАЗ-66 можно назвать очень брутальной и спартанской – везде один металл, нет никаких лишних элементов или деталей.

Однако если сравнивать уровень комфорта с его предшественником, ГАЗ-63, то новая кабина стала более удобной. Теперь она имеет эффективную вентиляцию и отопление, устройства обдува и обмыва лобового стекла. Высота дорожного просвета составляет внушительные 315 миллиметров. Наибольшая углубленность преодолеваемого брода – 8 метров.

Чтобы осмотреть и провести ремонт силовой установки, кабину можно без труда откинуть на шарнирах вперед. Между водительским креслом и креслом пассажира разработчики поместили несъемный кожух, который прикрывает мотор, в результате чего изогнутый рычаг КПП установлен справа-сзади от водителя.

Управлять механической коробкой передач из-за этого очень неудобно, поэтому понадобиться какое-то время для привыкания. Зимой в кабине было достаточно жарко. Из-за сильного нагрева капота, его тепло передавалось салону. Сама кабина расположена высоко, что улучшает качество обзора для такой безкапотной грузовой машины.

Однако, исходя из отзывов владельцев, всегда работать на такой высоте нелегко. Кабина получилась очень маленькой, в связи с этим при передвижении по плохой дороге есть большая вероятность получить травмы от ударов о внутренние элементы кабины ГАЗ-66.

История автомобиля

Вершину своей популярности автомобиль приобрел с 1960-1980 года. Самые первые модели представили в 1962-м. Настоящий грузовой внедорожник позиционировался в роли модернизированного варианта 1.2-тонного ГАЗ-62, который уже нуждался в замене. Интересно, что ГАЗ-66 смог вытеснить и другое транспортное средство, которое выпуска Горьковский автозавод – ГАЗ-63, выпуск которого был завершен в 1968-м.

Серийное производство 66-й модели было начато в 1964-м году. Уже в 1968 автомобиль получил функцию регулирования давления в шинах. В это время нашего героя наградили главным призом на выставке современной технике, проходившей в Москве. Авто экспортировали почти во все страны социалистического строя. Модель пользовалась немалой популярностью в народном хозяйстве и советской армии.

Чуть позже 2-осный грузовик был принят на вооружение российской армии. Массовое производстве 66-х Газонов было прекращено в 1995-м. Сменила машину другая модель Горьковского автомобильного завода ГАЗ-3308 «Садко». Окончательный выпуск грузовика был прекращен в середине 1999. В общей сложности было произведено 965 000 экземпляров ГАЗ 66.

Грузовая машина создавалась на платформе ГАЗ-62 и ГАЗ-63. Основанием для образования «Шишиги» стали военные, так как они отмечали малую площадь грузовой части у Газона 63. Кроме этого, силовая установка должна была размещаться под кабиной, что позволяло бы уменьшить габариты машины. Подобные советы были учтены и использованы в новеньком 66-м Газоне.

С такой компоновкой вес обладает почти равномерным распределением веса по колесам при небольших габаритах машины. Обслуживать силовой агрегат можно, если откинуть кабину. Существенно удалось повысить проходимость грузовика. Многих интересует вопрос: почему автомобиль называют «Шишига»? Существует два варианта названия ГАЗ 66.

Первая версия: пара цифр (66) созвучны «шесть-шесть» «шишига». Вторая версия относит нас к русскому народному фольклору, где «Шишигой» именуют существо из семейства кикимор – голое, горбатое и невысокое существо женского пола, обитающее в камышах, небольших речках и возле водоемов. В действительность данные места являются родными для нового грузовика ГАЗ 66.

Первая модель машины была произведена 53 года назад и являлась эволюцией автомобиля ГАЗ-63, который выходил на конвейерную сборку за 4 года до этого. Те, кто говорят о сугубо армейском предназначении «шишиги», понятное дело, неправы. В создании новой машины участвовали на самом деле великие люди, имена которых вписаны золотыми буквами в историю завода и всего автопрома СССР.

Среди конструкторов можно выделить Александра Просвирина, Олега Образцова и Ростислава Заворотного. Проектом над созданием новой силовой установки для ГАЗ-66 занимался Павел Сыркин. Триумфом новой машины стал подготовленный в 1967-м супер-автопробег по сложному маршруту Горький – Владивосток – Горький. Львиная доля дороги пролегала по Уралу, Сибири, Забайкальскому краю и Дальнему Востоку, где преобладало лютое бездорожье.

И новые автомобили смогли смело справиться с поставленной на них суровой задачей. Данный грузовой внедорожник использовали десантные войска: при падении с парашютом, машина приземляется на все 4 колеса и не заваливается. Однако в 1980 года автомобиль не применялся в Афганистане.

Причиной тому служила опасность при подрыве на мине. Из-за ограниченного внутреннего объема кабины и ее расположения непосредственно над колесами, было принято решение отказаться от ГАЗ-66 во время боевых действий в Афганистане.

Обзор распространённых спецмашин на базе ГАЗ-66

  • АС-66 – транспортный армейский санитарный автомобиль для эвакуации раненых.
  • ДДА-66 – дезинфекционно-душевой автомобиль, для санитарно-гигиенических и дезинфекционных мероприятий.
  • ДПП-40 — понтонный парк, спецмашина армейских инженерных подразделений для наведения переправ через водные преграды.
  • ГЗСА-731, 983А, 947, 3713, 3714 – автофургоны типа «Почта», «Хлеб» и «Медикаменты».
  • МЗ-66 – маслозаправщик.
  • Р-125 и Р-142 – командно-штабные машины/радиостанции с кунгом.

Командно-штабная машина Р-142.

  • 3902, 3903, 39021, 39031 – передвижные мастерские для оказания техпомощи сельхозтехнике. («Технички», или «походки»).
  • 2001, 2002, 3718, 3719, 3716, 3924, 39521 – передвижные мобильные клиники.
  • ГАЗ-САЗ-3511 – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси ГАЗ-66-31 в Саранске, Удмуртия).

ГАЗ-КАЗ-3511 – самосвал сельскохоз назначения (сборка на шасси ГАЗ-66-31 в Бишкеке, Киргизия).

Лось

Северный вездеход Лось может использоваться в работе за Полярным кругом. Транспорт является гусеничным. Техника была спроектирована для шведской армии и имеет высокую проходимость по сложным территориям. Средство может перевозить на борту до 2,5 т груза. Вместимость пассажиров транспорта средняя. В конструкцию встроен дизельный двигатель Mercedes-Benz, рассчитанный на 3 л, мощность составляет 136 л. с.

В вездеходе предусмотрена пятиступенчатая коробка передач. Транспорт предназначен для экстремального вождения гусеничных вездеходов по крайнему северу. Необходимо учитывать при необходимости ремонта, что вездеход оснащен зарубежными комплектующими.

Обзор модификаций ГАЗ-66

  • ГАЗ-66-1 (1964-1968) – первая модель, без централизованной системы регулирования давления воздуха в шинах.
  • ГАЗ-66А (1964-1968) – с лебёдкой.
  • ГАЗ-66Б (с 1966) – для ВДВ СССР, с телескопической рулевой колонкой, складным верхом кабины и откидной рамкой ветрового стекла.
  • ГАЗ-66Д (1964-1968) – шасси с коробкой отбора мощности.
  • ГАЗ-66П – седельный тягач (не получил распространения).

  • ГАЗ-66Э (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием
  • ГАЗ-66-01 (1968-1985) – базовая модель, есть централизованная система регулирования давления воздуха в шинах.
  • ГАЗ-66-02 (1968-1985) – плюс лебёдка.
  • ГАЗ-66-03 (1964-1968) – с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-04 (1968-1985) – шасси с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-05 (1968-1985) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
  • ГАЗ-66-11 (1985-1996) – базовая модель модернизированная. Кстати, до сих пор служит в качестве тягача авиатехники на тяжёлом авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов».
  • ГАЗ-66-12 (1985-1996) – модернизированная, с лебёдкой.
  • ГАЗ-66-14 (1985-1996) – шасси с экранированным электрооборудованием.
  • ГАЗ-66-15 (1985-1996) – с экранированным электрооборудованием и лебёдкой.
  • ГАЗ-66-16 (1991-1993) – модернизированный вариант с 125-сильным двигателем ЗМЗ-513.10, с усиленными шинами и односкатными колёсами, доработанными тормозами, платформой без надколёсных ниш и увеличенной до 2,3 тонн грузоподъёмностью.

  • ГАЗ-66-21 (1993–1995) – народно-хозяйственная модификация, с двойными шинами на заднем мосту и деревянной платформой типа ГАЗ-53, грузоподъёмностью 3,5 тонны.
  • ГАЗ-66-31 – шасси для установки самосвальных кузовов.
  • ГАЗ-66-41 (1992-1995) – с дизелем-атмосферником ГАЗ-544.
  • ГАЗ-66-40 (1995-1999) – оснащённый дизелем ГАЗ-5441 с турбонаддувом.
  • ГАЗ-66-92 (1987-1995) – для северных регионов.
  • ГАЗ-66-96 – специальное шасси для вахтовых автобусов

На экспорт в братские (и не очень братские тоже) страны шли ГАЗ-66-51 (1968-1985); ГАЗ-66-52 (1968-1985) – с лебёдкой;  ГАЗ-66-81 (1985-1995) – для стран с умеренным климатом; ГАЗ-66-91 (1985-1995) – тропический вариант.

Рама и шасси ГАЗ-66 как основа для создания вездеходов

Самый массовый двухосный грузовик Советской армии стал популярной базой для вдохновенной фантазии народных умельцев. ГАЗ-66 даже можно назвать рекордсменом по количеству различных переделок и оригинальных машин, созданных на его шасси. Всё дело – в превосходном внедорожном потенциале «шишиги».

Созданные на обычной заводской раме и ходовой части 66-го кунги-«дома на колёсах», а также монстро- и «хаммеро»-подобные джипы не раз поражали воображение публики своими размерами и брутальным внешним видом. В том числе и на крупных форумах, таких, как Московские и Алма-Атинские автовыставки.

Особенно прославились в качестве «мастеров глубокого тюнинга» 66-го ГАЗона умельцы из мастерской «Ретро-Стиль», что в Киргизии. Их созданные из серийных «шишиг» внедрожники «Бархан» (2002) и «Булат» (2007) не просто много раз выставлялись на популярных выставках, но и нашли нескольких реальных покупателей. А подробные обзоры этих моделей появились не только на просторах интернета, но и в ряде уважаемых изданий с безупречной репутацией. К примеру, в журнале «За рулём».

Среди других ставших знаменитыми переделок ГАЗ-66 – пикап «Партизан», джипы «Бизон» Александра Чувпилина и «МегаКрузер» Вячеслава Золотухина. Ну и, конечно, вне конкуренции – собранный из трёх списанных ГАЗ-66 и одного УАЗика вездеход «Матрёна».

Этот работящий чудо-автомобиль создан умельцами одной из аварийных бригад РЖД в Красноярске и помогает им добираться до самых труднодоступных мест, по которым проходит железная дорога.

Технические характеристики ГАЗ-66 в цифрах

  • Макс. длина (с лебёдкой): 5,806 м; Ширина: 2,322 м; Высота по тенту без нагрузки: 2,520 м; Высота по кабине с полной массой: 2490 мм.
  • Грузоподъёмность: 2000 кг; Масса: 3470 кг; Разрешённая максимальная масса: 5940 кг.
  • Колёсная база: 3,3 м; Колея передних колёс: 1,8 м; Колея задних колёс: 1,75 м.
  • Дорожный просвет: от 315 мм до 870 мм.
  • Радиус поворота: 9,5 м.
  • Глубина преодолеваемого брода (по дну): 0,8 м.
  • Объём топливных баков: 2 по 105 литров.

Двигатель ГАЗ-66

Штатный двигатель ГАЗ-66 – ЗМЗ-66 Заволжского моторного завода – карбюраторный, восьмицилиндровый четырёхтактный, V-образной компоновки, с жидкостным охлаждением. Рабочий объём данного мотора – 4254 кубических сантиметра.

  • Мощность – 120 лошадиных сил.
  • Максимальный крутящий момент (при частоте вращения коленвала 2500 оборотов в минуту) – 284,4 Нм.
  • Диаметр цилиндра –92 мм. Ход поршня – 80 мм.
  • Степень сжатия: 6,7.
  • Масса двигателя: 262 кг.
  • Тип карбюратора: К-126 (до конца 80-х годов) или К-135 (оставшиеся годы производства).
  • Вид топлива: низкооктановый бензин (А-76).
  • Расход топлива: 20-25 литров на 100 километров.

Мотор ГАЗ-66 оказался и короче, и меньше по габаритам мотора ГАЗ-63.  Двигатель автомобиля ГАЗ-66 был также снабжён предпусковым подогревателем ПЖБ-12.

Мотор ЗМЗ-66-06 под кабиной «шишиги».

Гораздо меньшая часть грузовиков ГАЗ-66 была укомплектована двигателем ЗМЗ-513.10, представляющим собой усовершенствованный на рубеже 80-х/90-х годов вариант мотора ЗМЗ-66-06 (объём тот же, мощность – 125 л.с.)

В 90-х годах  в небольшом количестве также выпускались ГАЗ-66 с дизельным двигателем ГАЗ-544 мощностью 85 л.с. и крутящим моментом 235 Нм; а также с турбированными дизелями ГАЗ-5441. (116 л.с.). Данные модификации получили индекс ГАЗ-66-41.

Определённая производителем максимальная скорость составляет 90 км/ч. Хотя и есть возможность самостоятельно снять ограничитель оборотов двигателя (тогда можно будет разгоняться до 110-120 километров в час), данному автомобилю это, в общем-то, ни к чему.

Трансмиссия, ходовая часть, рулевое и тормозное управление

Коробка переключения передач на ГАЗ-66 механическая, 4-х ступенчатая, с синхронизаторами на 3-й и 4-й передачах. Раздаточная коробка имеет две передачи, с понижающей и отключаемым передним мостом. Включение прямой  передачи в РК ещё не означает отключения переднего моста. Он включается отдельным рычагом и может работать при любой передаче в  «раздатке». Тип рулевого управления – глобоидальный червяк с трёхгребневым роликом, имеется гидроусилитель.

С целью облегчения управления автомобилем использованы не только синхронизаторы. С той же целью в конструкцию рулевого управления введён гидравлический усилитель, применена тормозная система с гидровакуумным усилителем тормозов. Сцепление сделано по однодисковому типу, также установлен гидропривод.

Передняя и задняя подвеска – на продольных полуэллиптических рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами двухстороннего действия, ГАЗ-66 отличался плавностью хода. Из-за одинарных рессор на заднем мосту и самоблокирующихся дифференциалов в главных передачах эту автомашину нельзя перегружать.

Рабочая тормозная система – раздельная (но данное техническое решение стало применяться только в 80-90 гг. производства модели); стояночная – барабанный трансмиссионный тормоз. Рабочий механизм тормозной системы – барабанный, имеет гидропривод и гидровакуумный усилитель. Такая конструкция обеспечивает хорошее торможение на любом дорожном покрытии. Стояночный тормоз действует на все колёса грузовика. Но «ручник» установлен на валу привода заднего моста. А в этом случае, блокировать и передние колёса он может только тогда, когда в «раздатке» включён и передний мост.

Мосты ГАЗ-66

Ведущие мосты ГАЗ-66 гипоидного типа. Конструкция заднего моста ГАЗ-66 представлена следующими узлами и деталями: картер, сборный редуктор, две полуоси. Редуктор располагается в картере: для него здесь есть специальное утолщение. Он обеспечивает оптимальное число оборотов, передаваемое от карданной передачи на полуоси, и увеличивает крутящий момент на колёсах.

Редуктор ГАЗ-66 состоит из корпуса, ведущей и ведомой шестерней главной передачи, сборного дифференциала и подшипников. Передний мост Газ-66 включает в себя такой же редуктор, что и сзади.

Задний мост ГАЗ-66 – агрегат с цельной балкой моста; главная передача одинарная, гипоидная, полуоси полностью разгруженные.

Итоги

Какой можно сделать в конце вывод? Отечественный «внедорожник» прекрасно чувствует себя на внедорожье. Полный привод, вместе с высоким дорожным просветом позволяет машине проходить в труднодоступных для простых машин местах. Масса автомобиля хорошо распределяется по осям, что позволяет ему быть более устойчивым. ГАЗ-66 пользуется хорошим спросом не только у военных, но грузовик часто применяют в сельском хозяйстве.

Вдобавок ко всему, машину активно используют геологи при открытии месторождений руд и полезных ископаемых. Конечно, в плане комфорта и удобства салон «шишиги» далек от идеала. Внутри очень шумно, мало места и есть неудобно расположенный рычаг переключения коробки передач. Двигатель находится в салоне, что также создает свои трудности. Мотор не отличается большой мощностью, но потребляет очень много топлива, что также отражается на финансах.

Однако стоит не забывать в какие года выпускали данное транспортное средство и для каких целей. Если есть желание улучшить комфорт, можно заняться тюнингом своего автомобиля. Некоторые владельцы активно используют ГАЗ-66 «шишига» в роли дома на колесах.

Также машина идеально подойдет для любителей охоты и рыбалки, ведь часто в такие моменты приходиться пробираться через плохую дорогу. Данный автомобиль навсегда войдет в историю самых проходимых грузовиков отечественного производства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши машины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: