15 новинок российского автопрома 2023-2024 года

Итоги года: финансовые рынки в новой системе координат

Логистика и поставки. Новые конкуренты

Одной из важных проблем 2022 г. стал разрыв логистических цепочек. Пришлось пересматривать не только взаимоотношения с поставщиками, но и те маршруты, которыми сырье и готовые изделия доставлялись на фабрики и в торговые точки.

При этом укрепившийся рубль помогал импортерам. Курсовые колебания компенсировали удорожание логистики, а в отдельных категориях товаров даже привели к снижению себестоимости закупок, благоприятно отражаясь на объемах и марже.

Увы, но в 2023 г. такого «рублевого» подарка уже не будет. I квартал наглядно это показал. Тем не менее с логистикой всё тоже стало гораздо проще, так что с оговоркой можно сказать, что ситуация плюс-минус вернулась в обычное русло. Основной период адаптации уже прошел, дальше будет калибровка, которая потребует чуть больше времени.

10. УАЗ Патриот («Русский Прадо»)

Цена  в России – около 850 тыс. рублей.

Открывает список долгожданных новинок новый внедорожник, изготовляемый специально для России автохолдингом УАЗ. Как утверждает глава холдинга, как по проходимости, так и по уровню комфорта новый автомобиль будет очень походить на Toyota Land Cruiser Prado.

Долгожданному детищу конструкторы обещают только новые игрушки. Специально для «Русского Прадо» Запорожский завод конструирует новый турбированный двигатель мощностью в 180 «лошадей».

«Глаза» новорожденного, то есть светодиодная оптика и фонари новейшей конфигурации, будут разрабатываться под контролем ведущего дизайнера УАЗа. А еще машина получит улучшенную платформу и раму.

Проект привлек внимание и государственных мужей, которые вложили в разработку новинки (а это 482 900 000 рублей) почти треть в надежде, что она сможет послужить в качестве военного внедорожника. Обещают, что «Русский Прадо» будет готов к концу года

Максим Спиридонов, технологический предприниматель, основатель бизнес-клуба Reforma, проектов «Нетология», «Фоксфорд», Edmarket, Jump.bio:

Как и почти весь бизнес в России, онлайн-образование в феврале-марте 2022 года значительно просело. После этого спрос и активность на рынке начали постепенно восстанавливаться, правда, к прежним значениям так и не вернулись.

Спад тем сильнее, чем дальше эти образовательные услуги от базовых ступеней пирамиды Маслоу . Остаётся востребованным то, что необходимо в любых условиях. Так, образование детей, готовящихся к ЕГЭ, за этот период даже немного выросло.

В сегменте образования для взрослых по-прежнему актуальны вещи, связанные с карьерным апгрейдом: курсы по маркетингу, например. А вот всё остальное, что не связано напрямую с потенциальным увеличением заработка, посыпалось и пока не восстановилось. Это, например, курсы по soft skills, ораторскому искусству и так далее.

По моим ощущениям, 2022 год станет первым в недолгой истории онлайн-образования, когда рынок не вырастет, а просядет.

Тем не менее, если следующий год не принесёт ещё большей непредсказуемости, можно ожидать его восстановления. Ведь образование сегодня — продукт крайне востребованный, и таким останется. Это способ зарабатывать больше, выйти из карьерных тупиков, что особенно актуально для людей, которые в этом году потеряли работу.

Для детей образование открывает более широкие перспективы после окончания школы. Особенно хорошо онлайн-образование будет расти именно в тех нишах, где чётко видна его экономическая целесообразность.

Почему Центробанк отзывает лицензии

Так как отозванных лицензий было мало, оценить динамику лидирующих причин таких отзывов сложно. Лишь упомянем, что основные причины 2020 и 2021 годов — неадекватная оценка активов и недостаточное резервирование — в прошедшем году не повлияли ни на один из двух отзывов банковских лицензий.

В 2022 году из причин можно выделить дважды упомянутое нарушение требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В отношении банка ККБ упоминалось проведение сомнительных операций, связанных с обслуживанием теневого игорного бизнеса и нелегальных участников финансового рынка.

В 2021 году три банка лишились лицензии за непрозрачные расчеты между физлицами, нелегальными онлайн-казино и букмекерскими конторами. В этом направлении прослеживается работа регулятора по очищению и определенной централизации расчетов в области игорного и букмекерского бизнеса в России.

Отдельно отметим, что в последние годы в пресс-релизах Банка России почти не упоминается причина «существенное снижение (утрата) капитала, нарушение норматива достаточности капитала Н1 до уровня ниже 2%». В прошедшем году эта проблема не упоминалась вообще, в 2021 году упоминалась в 6 случаях при отзывах лицензий, в 2020 году — в 3 случаях, в 2019 году — в 10 случаях, в 2018 году — в 19 случаях.

Учитывая количество потерявших лицензию банков в прошедшем году, их доля в совокупных активах банковского сектора лишь немного превышает 0,01%. И Кросна-Банк, и Консервативный коммерческий банк не входили в 100 крупнейших кредитных организаций по размеру активов. Активы двадцати банков, лишенных лицензии в 2021 году, составляли 0,1% от суммы активов банковского сектора, в 2020 году — 0,05%. Это незначительная часть банковского сектора.

Как сокращался банковский сектор в 2022 году

Вслед за двумя годами пандемии COVID-19, которые показали схожий темп сокращения банков в российской банковской системе, пришел еще один тяжелый для экономики страны 2022 год. Однако с российского рынка за прошедший год ушли лишь 9 банков, причем Банк России отозвал только две банковские лицензии (для сравнения: в 2021 году лицензии были отозваны у 20 банков, в 2020 году — у 15 банков, в 2019 году — у 24 банков). Остальные 7 банков ушли с рынка добровольно, 6 из них были ликвидированы в рамках присоединения к другим кредитным организациям:

  • Запсибкомбанк и Бинбанк присоединены к БМ-Банку;
  • «Кольцо Урала» присоединен к Московскому кредитному банку;
  • банк «Восточный» и Банк НФК присоединены к Совкомбанку;
  • РГС Банк присоединен к банку «Открытие»;
  • «Квант Мобайл Банк» присоединен к Азиатско-Тихоокеанскому банку:
  • чувашский Объединенный банк Республики ликвидирован без реорганизаций и слияний.

Итого на 1 января 2023 года в России насчитывалось 326 действующих банков, из которых 225 с универсальной лицензией, еще 101 — с базовой, предполагающей упрощенные требования к раскрытию информации и предоставлению отчетности.

Также в 2022 году добровольно ликвидированы расчетная небанковская кредитная организация (РНКО) «Синергия» и небанковская депозитно-кредитная организация (НДКО) «Лэнд Кредит», а лицензии лишилась небанковская кредитная организация «Единая Расчетная Палата».

Полный список российских кредитных организаций с отозванными и аннулированными лицензиями можно найти в «Книге Памяти» Банки.ру.

В 2022 году Банк России зарегистрировал один банк (ООО «Еком Банк») и две небанковские кредитные организации (РНКО «Платежный конструктор» и РНКО «АзияПей»). На финансовое оздоровление в прошедшем году не было отправлено ни одной кредитной организации. Центробанк не ожидает повторения массовой санации 2014–2017 годов, но в экстренных случаях может снова привлечь ФКБС или даже новый фонд, который может быть создан за счет вложений самих банков.

Какие проблемы будут у банков в 2023 году

Гораздо более сильно потрепали банковский сектор страны санкционные волны. Напрямую под санкции западных стран различной степени тяжести попали 23 банка, а многие другие потеряли в течение года возможность проводить операции в западных валютах из-за отказа от сотрудничества банков-корреспондентов. Тем не менее некоторые российские банки продолжают проводить платежи через систему SWIFT.

Отдельно можно упомянуть двусторонние потери из-за ухода с российского рынка платежных систем VISA и MasterCard, смягченные проведением их операций на территории РФ через российскую НСПК, а также работой платежной системы «Мир» и Union Pay, и невозможность заимствования средств на зарубежных рынках капитала.

По официальным данным, прибыль российского банковского сектора в прошедшем году составила лишь 203 млрд рублей. Это худший финансовый результат за семь лет. При этом прибыль одного Сбербанка по итогам 2022 года составила 300 млрд рублей. Для сравнения: в 2021 году российские банки заработали 2,4 трлн рублей чистой прибыли.

Отметим своевременные действия Банка России в кризисные пики: валютные ограничения, позволившие смягчить отток средств из банков, аккуратная работа с ключевой ставкой, регулятивные послабления для банков в острую фазу кризиса.

6. Nissan Qashqai

Цена  на старте продаж – от 1,3 млн. рублей.

На 2020 год у японского автопроизводителя большие планы. Например, он собирается полностью переработать свою линейку внедорожников. Первой ласточкой грядущих перемен станет Qashqai.

Он и так пользовался заслуженной популярностью у российских и зарубежных автолюбителей, которые положительно оценили дизайн, компактность и ходовые качества машины. Новая версия Qashqai обещает стать более агрессивной и внушительной внешне, но при этом более экологичной: при желании можно будет заказать автомобиль с гибридным мотором.

Qashqai станет первым автомобилем от Nissan в Европе, который получит систему e-Power. Она использует бензиновый двигатель в качестве генератора для электрического. А еще автомобиль обзаведется полуавтоматической системой управления. Называется она ProPilot и сможет контролировать как рулевое управление, так и ускорение и торможение автомобиля в пределах одной полосы движения на автомагистрали.

Посмотреть и оценить, насколько хорошо искусственный интеллект управляет автомобилем, можно будет уже в сентябре.

Рестайлинговые модели 2020 года

БМВ Х6

Фото нового БМВ Х6

Среди рестайлинговых версий новых кроссоверов в 2020 году наиболее интересен модернизированный «БМВ Х6». Главными отличиями экстерьера стали купеобразная крыша, шестиугольные светодиоды головного света, огромные воздухозаборники.

Видео обзор Bmw x6 2020:

Под капотом новинки покупатели базовой версии найдут шестицилиндровый бензиновый двигатель (340 л.с.). Кроме базового мотора кроссовер будет комплектоваться турбированной «восьмеркой» (462 л.с), двумя дизелями (265, 400 л.с.). Все версии оснащаются восьмиступенчатой автоматической трансмиссией. Роскошный салон самой ожидаемой новинки оборудован:

  • обогреваемыми креслами пассажиров;
  • трехзонным контролем климата;
  • видеокамерами кругового обзора;
  • новейшей медийной системой.

Первые в России продажи БМВ Х6 (не у официальных дилеров) начнутся в ноябре – декабре этого года. Машины, заказанные покупателями, уже в пути. Базовая стоимость новинки будет не ниже европейской цены в $70 000. Для топовых комплектаций нужно ожидать цен на уровне 8 000 000 – 9 000 000 рублей.

Volkswagen Teramont X

Фото Volkswagen Teramont X

Дебют рестайлинговой новинки состоялся на автошоу в Шанхае и удивил посетителей. Рестайлинги, как правило, увеличивают автомобиль. Конструкторы «Фольксвагена», наоборот, уменьшили габариты нового немецкого кроссовера. Новый Volkswagen Teramont получил индекс «X», купеобразный кузов, пятиместный салон. Кузов уменьшился по длине (на 13 см) и высоте (на 50 мм).

Видео Терамонта:

Остальная комплектация внедорожника не изменилась. Машина оснащается двумя двигателями (2,0L, 220 и 3,6L, 280 лошадиных сил), подключаемым полным приводом, автоматической коробкой (8 ступеней). Классический интерьер салон отличается трехспицевым мульти-рулем, мультимедийной системой (дисплей 12,3 дюйма), многочисленными ассистентами безопасности.

Концерн VW дилерам России продавать новинку пока не планирует, рестайлинговая версия предназначена китайскому авторынку. Самостоятельные дилеры начали покупать новые кроссоверы у европейских дилеров, где старт продаж новинки уже состоялся. Ожидается, что цена уменьшенной версии будет ниже, чем у базового кроссовера, который продается за 2 600 000 – 3 000 000 рублей.

RANGE ROVER Evoque

Фото RANGE ROVER Evoque

Ресталийнговую версию небольшого кроссовера Evoque можно считать очередным поколением модели, так как использована новая платформа PTA. Снаружи кроссовер, отличающийся угловатым британским стилем, изменился мало. Разработка новых технических решений концерну LAND ROVER стоила около миллиарда фунтов. Для российских продаж планируется комплектация машины 4 двигателями — 2-мя бензиновыми (200, 249 лошадиных сил), двумя дизелями (150, 180 л.с.).

Видео обзор:

Британский паркетник нельзя назвать полноценным внедорожником, но он оснащен подключаемым полным приводом. Роскошный салон топовых комплектаций отличается оригинальными опциями. Среди них выделяются:

  • 14 позиций электрорегулировки передних кресел;
  • передние, задние парктроники;
  • полный пакет автоматической парковки;
  • аналоговые циферблаты;
  • десятидюймовый сенсорный дисплей.

На дорогах России появление автоновинки планируется весной следующего года. Официальные цены не названы, предположительная стоимость английской новинки (базовой версии) составит около трех миллионов рублей.

1. Audi A3

Ожидаемая цена – от 1,8 млн. рублей.

Несмотря на то, что в последнее время компания Audi увлекалась практически исключительно компактными внедорожниками (как это продемонстрировал запуск Q3 Sportback и A1 Citycarver), летом этого года нам обещают совершенно новую Audi A3.

Помимо обновленного дизайна (автомобиль получит новые фары и решетку), у А3 будет новая платформа и диапазон мощностей двигателей, включая новую модную гибридную трансмиссию для A3 e-tron.

Помимо стандартной комплектации будет доступна усовершенствованная версия, которую разработчики предназначают в соперницы Mercedes-AMG A 35. Обвес у нее более агрессивный, а еще обещаны двухлитровый четырехцилиндровый двигатель с турбонаддувом и полный привод. Как ожидается, А3 будет более мощной, чем предыдущая версия, хотя максимальная скорость вряд ли увеличится. Как была она 250 км/ч, так и останется.

Онлайн продолжает наступать

Трансформация рынка, плавно перетекающего из традиционного формата в онлайн, продолжается. Онлайн уверенно забирает долю рынка у офлайн, и это тренд не только fashion-отрасли. По оценке Data Insight, за последние пять лет доля ecommerce в общем объеме непродовольственной розницы утроилась с 10% до 30%. Доля в сегменте fashion чуть ниже, но динамика аналогичная.

На передовой находятся крупные маркетплейсы, которые аккумулируют на себе основной спрос. На российском рынке сформировалась ситуация, когда большую часть рынка делят между собой пять крупных гигантов, в то время как небольшие нишевые площадки развиты достаточно слабо и их перспективы в условиях конкуренции с мэйджорами неочевидны.

По оценке Data Insight, доля маркетплейсов в общем обороте онлайн-торговли по итогам 2022 г. выросла до 47% после 38% в 2021 г. При этом доля в количестве заказов уже составила около 70%. Это значит, что маркетплейсы полностью доминируют в среднем и эконом-сегментах, а вот премиальный пока сохраняет некоторую автономность. В сегменте одежды и обуви это косвенно подтверждается достаточно скромным средним чеком.

В 2023 г. компания ожидает дальнейшего роста доли маркетплейсов, в том числе за счет перетока предложения в виде ушедших из страны брендов. Действительно, маркетплейсы стали удобной площадкой для реализации параллельного импорта и позволили поддержать уровень предложения на внутреннем рынке, когда официальные продажи офлайн и онлайн многих зарубежных брендов были приостановлены.

Если вынести за скобки Lamoda, безусловного лидера, то среди крупных маркетплейсов больше всего на онлайн-продажах одежды и обуви сфокусирован Wildberries. На эту категорию товаров у него приходится 28% оборота. У Ozona эта доля составляет 13%, у AliExpress-Россия — 11%, у СберМегаМаркета и Яндекс-Маркета — по 8%.

По оценкам отраслевых экспертов, социальные сети, в том числе запрещенные в России, остаются важным каналом продаж. Постоянные маркетинговые активности, работа с инфлюенсерами, поддержание качественной онлайн-витрины и коммуникация с потенциальными покупателями — всё это по-прежнему отлично работает и обеспечивает двузначный рост.

При этом российские fashion-ритейлеры подчеркивают, что, несмотря на стремительный рост электронной торговли, офлайн остается важной составляющей позиционирования бренда. Особенно это касается премиального сегмента, где клиент ценит персонализированный подход и вместе с товаром приобретает ряд нематериальных ценностей, которые через онлайн не передать

Офлайн по-прежнему дает клиентам возможность потрогать товар, примерить его, пообщаться с консультантом, почувствовать сопричастность к той атмосфере, которую создают fashion-ритейлеры в своих торговых точках. Эксперты рынка сходятся в том, что онлайн не сможет полностью вытеснить офлайн, и последний останется актуальным. По разным оценкам, на офлайн в будущем отводят от 30% до 50% рынка.

В целом можно сказать, что российские сети успешно адаптируются к изменениям и в основной массе с оптимизмом смотрят на открывшийся перед ними потенциал. Даже в таких сложных кейсах, как, например, прогремевшая год назад история OR GROUP, прослеживается нехарактерная для кризисных периодов устойчивость. Спустя год после дефолта, который наступил в самый неподходящий для рынка момент, компания по-прежнему ведет деятельность и даже готовится перезапустить производство на фабрике S-TEP, где планирует производить элементы экипировки для участников СВО.

Более крепкие игроки с интересом смотрят на освободившиеся рыночные ниши и торговые локации. Профильные порталы, форумы и стенограммы тематических конференций показывают, что менеджмент компаний продолжает строить амбициозные планы и не видит перед собой непреодолимых преград. Вероятно, уже в 2023 г. мы увидим расширение специализированных торговых сетей, новые бренды и рост прибыли в компаниях отрасли.

Между тем еще многое предстоит сделать. Какую долю удастся отвоевать у Китая и Турции? Удастся ли российским игрокам зарекомендовать себя и закрепиться в люксовом сегменте? Насколько устойчивым окажется улучшение потребительских настроений и не будет ли новых социально-политических шоков в этом году? Все эти проблемы по-прежнему актуальны, но из марта 2023 г. они уже не выглядят чем-то страшным и вполне могут быть успешно преодолены.

Антон Макаров, основатель и генеральный директор «Диван.ру»:

Рынок e-commerce большой, и события весны 2022 года отразились на нём неоднородно. Когда вырос курс доллара, люди бросились выводить сбережения из банков и покупать телевизоры, диваны и прочие товары неповседневного спроса. Два месяца этот сегмент активно рос.

В то же время спад испытали сегменты e-grocery и финтеха. Осенью, после объявления частичной мобилизации, рынок отреагировал противоположным образом — мы буквально на следующий день просели по заказам на 25% и снижение продолжилось до 30%. Как только ситуация нормализовалась, был отскок, выправление динамики, и мы стали работать как прежде.

В сегменте онлайн-продаж мебели и товаров для дома спрос очень эластичен и чувствителен к страху, который овладевает потребителями. На 2023 год мы прогнозируем рост и строим планы по тому, как его добиться.

Но при этом хорошо понимаем, что в эти планы может вмешаться очень сильная переменная — неопределённость. Если серьёзных потрясений не случится, то жизнь будет продолжаться, а общие тренды по росту онлайн-торговли не позволяют усомниться в будущем этого рынка.

Заниматься предпринимательством в России — это большой вызов, но и большие возможности. Если перефразировать цитату Илона Маска, который говорил, что быть предпринимателем — это как грызть стекло, то в России это как жевать стекловату: и колется, и мягко.

Место на онлайн-рынке ещё есть. Мы, например, сейчас будем активно тестировать работу с маркетплейсами: у этих площадок сейчас большие рекламные бюджеты, они генерируют огромный трафик.

Работа на нескольких платформах даст нам подспорье на случай очередной непредвиденной ситуации. При этом мы как DNVB-бренд (Digitally Native Vertical Brand — цифровой бренд, который развивается вертикально) будем контролировать клиентский опыт.

2. BMW M3

Предположительная цена – от 1,9 млн. рублей.

В 2020 году бренд намерен нанести сокрушительный удар своему вечному сопернику, Mercedes с его моделью AMG C 63, выпустив на рынок BMW M3 нового поколения. В новой версии разработчики избавились от главного недостатка предыдущей итерации автомобиля – двигателя, который по версии фирмы был недостаточно мощным.

М3-2020 получит совершенно новый мотор объемом 3 л, шестицилиндровый, с турбонаддувом. А буква S в названии модели двигателя – S58 – показывает, что при разработке были учтены спортивные наработки. Причем это обычная версия автомобиля. А будет еще и флагманская, M3 Competition, которая будет оснащена железным сердцем мощностью в 510 «лошадей».

Вместо обычного заднего привода М3 получит систему xDrive, которая при необходимости передает мощность на все четыре колеса. Но не стоит бояться, что xDrive утяжелит машину и она потеряет в скорости. Новая архитектура платформы от BMW послужит гарантом, что автомобиль от лишнего веса не пострадает.

Наши в городе

Для Лады год начнется с запуска продаж обновленного внедорожника 4×4, который мы по-прежнему называем Нивой. Новая приборная панель, сиденья и отделка потолка, а еще — подушки безопасности (!) и бампер с интегрированными противотуманками. На момент публикации материала ни цен, ни другой официальной информации о внедорожнике еще не было.

На остаток года планы АВТОВАЗа пока неясны. Но очевидно, что громких премьер ждать не стоит. Рестайлинговая Веста может появиться осенью, однако продажи стартуют лишь в 2021 году: нужно выдержать паузу с момента запуска модификаций с вариатором.

УАЗ с апреля начинает ставить автомат Punch на Пикап. Маркетологи увидели потенциал, и завод отвечает на запросы клиентов. Патриот к концу года собирается примерить турбомотор ЗМЗ мощностью около 180 л.с. (по состоянию на ноябрь двигатель проходил стендовые испытания). В коммерческом сегменте плодятся версии Профи, самая интересная из которых — удлиненная, более грузоподъемная машина с двускатным задним мостом.

По сведениям из наших источников, GM-АВТОВАЗ сделал долгожданный рестайлинг внедорожника Chevrolet Niva. Изменили только переднюю часть кузова. Будущее предприятия туманно. Американцы избавились от своей доли в СП, а это означает, что машина лишится эмблемы с крестом. Самый очевидный (хотя и неподтвержденный) покупатель — альянс Renault-Nissan. И тогда Niva сможет примерить любую из его эмблем. Вплоть до Датсуна. Главное же в том, что смена собственника способна задержать выход обновленного автомобиля на неопределенный срок. Так что наше предположение о втором полугодии — оптимистичное.

5. Mercedes-Benz S-Class

Прогнозируемая цена – от 2,7 млн. рублей.

Новейшая модель S-Class останется верной духу своих предшественниц: исключительный уровень комфорта будет сочетаться в ней с последними достижениями автомобильной науки.

Главной особенностью автомобиля будет искусственный интеллект, называемый инженерами «полуавтономной технологией третьего уровня». Но мы-то знаем, что это значит (слава роботам!). Теоретически этот самый полуавтономный автопилот позволит автомобилю самостоятельно передвигаться по дороге.

Впрочем, при желании водитель сможет взять на себя управление в любой момент. А если он не в настроении, автомобиль будет катить сам. В это время человек может насладиться обновленным видом салона – там, где у предыдущей модели были скромные (по меркам «Мерседеса») цифровые панели, теперь появится огромный информационно-развлекательный экран. Двигатель у автомобиля будет как обычный, бензиновый, так и дизельный, и гибридный. Ожидается еще и полностью электрическая модель EQS, но ее придется подождать.

Lada Van

Пока нет официальной даты начала производства. Согласно опубликованной технической документации и выложенным эскизам, внешне будет напоминать Рено Доккер:

  • Х-стиль передней части;
  • две сдвижные задние дверцы;
  • 2-створчатая распашная багажная дверь;
  • рейлинги на крыше, отличающиеся своей массивностью;
  • 16’’ диски колес;
  • массивная оптика спереди;
  • противотуманки, расположившиеся на бампере;
  • интересный дизайн задних фар.

Предполагается выпуск модификаций: двухместной грузовой и пятиместной пассажирской.

Интерьер отличается простотой в совокупности с функциональностью. Проводя параллель с Рено Доккер, можно предположить наличие современной передней панели с аналоговыми приборами, помещенными в «колодцы», большого числа ниш для хранения вещей, стильную обивку, удобные передние сидения со стандартными настройками, трехместный трансформирующийся диван сзади.

По мнению инсайдеров, оснастят двумя вариантами дизельных моторов. Первый – атмосферник на 1,6 литра с мощностью 82 л.с. Второй – турбированный на 90 лошадей. Возможно и расширение линейки движков.

Lada XCode 2020 года

Мини-кроссовер относится к Х-семейству Лады, о чем свидетельствует форма металлических кузовных элементов, оптика, интерьер. Будут установлены светодиоды. Несмотря на отсутствие официальной информации, инсайдеры предполагают оснащение нынешним 1,6-литровым бензиновым движком. Производитель не исключает выпуск дизельного мотора. Покупателю будет представлен выбор коробки передач: пяти- или шестиступенчатая механика, либо четырехуровневая механика.

Ожидается выход Lada Xcode 4X4. Несмотря на улучшение устойчивости, конструкция подвески не предоставляет возможности ездить по бездорожью.

Обе новинки Автоваза в 2020 г. будут оснащены круиз-контроллем и функцией автоматического торможения.

Своими силами

По словам Владимира Путина, в прошлом году Россия также столкнулась с уходом многих международных компаний. Как отметил президент, западные власти «выкручивали руки» своему бизнесу и вынуждали предпринимателей свернуть работу в РФ. В тот момент многие аналитики прогнозировали пустые полки российских магазинов, дефицит товаров и провал сектора услуг.

Тем не менее «жизнь распорядилась по-другому», констатировал глава государства. По его словам, с заявленными проблемами столкнулись сами западные страны.

  • kremlin.ru

При этом, как отметил российский лидер, освободившиеся ниши на российском рынке после ухода европейских и американских конкурентов начали занимать отечественные компании. Аналогичную ситуацию уже можно было наблюдать восемь лет назад, когда Россия занялась импортозамещением в продовольственном секторе, что привело к бурному росту агропромышленного комплекса, напомнил Путин.

«Сейчас возможностей, перспектив для развития бизнеса и его расширения ещё больше, и российский бизнес не должен их упустить, а то, не ровён час, и некоторые ушедшие компании захотят вернуться. Ситуация, без преувеличения, уникальная для многих наших компаний. Своевременное инвестиционное решение сегодня, безусловно, сторицей окупится завтра. Это верно как для обрабатывающей промышленности, так и для внутреннего туризма, для российских брендов на рынке потребительских товаров и так далее», — добавил президент.

Также по теме


«Уходят — всего доброго»: Путин заявил об огромных убытках покинувших Россию иностранных компаний

Ушедшие с российского рынка международные бренды несут огромные убытки, заявил президент Владимир Путин. По его словам, зарубежным…

По словам Антона Силуанова, сегодня многие ушедшие иностранные компании вынуждены сокращать производство и увольнять сотрудников. Россия тем временем уже начала активно вкладывать деньги в собственные компетенции, которые прежде приобретались за рубежом. В частности, речь идёт о производстве электроники, а также продукции для автомобильной, авиационной и машиностроительной отраслей.

«То есть (это. — RT) все те такие критические технологии, в которых мы ориентировались на наших западных партнёров. Сейчас такого доверия к Западу уже нет, а значит, нужно развивать их самим. Всё это мы уже проходили… До 2014 года на полках наших магазинов была в основном импортная продовольственная продукция, а сейчас — наша. То же самое будет и с промышленными товарами. Просто для этого нужно больше времени», — подчёркивал ранее министр.

Всё еще ниже, чем до пандемии

По данным Fashion Consulting Group, объем рынка российского fashion-ритейла в 2021 г. постепенно восстанавливался после коронавирусного провала. После 1,7 трлн рублей в 2020 г. объем рынка вырос до 1,8 трлн в 2021 г. В 2022 г. ожидался дальнейший рост, но геополитика несколько скорректировала планы. Ранее мы писали об этом в нашей статье «Рынок fashion-ритейла: как уход зарубежных игроков повлиял на отечественных».

Внутри года прослеживается определенная раскорреляция с общемировыми трендами. Исследование McKinsey&Company показывало рост оборотов на мировом fashion-рынке до середины 2022 г., а вот во второй половине года начался спад, причиной которого эксперты называют инфляцию и пессимистичные ожидания потребителей. В 2023 г. ожидается замедление.

В России ситуация противоположная. Уход зарубежных брендов оказал давление на торговые обороты в первом полугодии, но уже летом ситуация начала возвращаться в нормальное русло. Несмотря на тревожные процессы, связанные с сокращением импорта, дефицита продукции не случилось. Это позволило рынку восстановиться, и в 2023 г. на фоне улучшения ситуации с логистикой и потепления потребительских настроений рост может продолжиться.

Свято место пусто не бывает

По скромным подсчетам, более 50 различных брендов перестали официально продаваться на территории России. Множество зарубежных компаний приостановили деятельность на неопределенный срок, а отдельные имена объявили об уходе с рынка и выставили на продажу свои активы.

Для российских компаний открылись отличные возможности, чтобы занять освободившиеся ниши. И если в среднем и эконом-сегментах еще стоит побороться за рынок с Киргизией, Турцией и Китаем, то в премиальном временно образовался вакуум, который при должном усердии вполне может быть заполнен российской продукцией.

Уход зарубежных сетей расчистил не только рыночное, но и торговое пространство. Около трети всех торговых площадей в российских ТЦ занимали именно зарубежные бренды. В первом полугодии 2022 г

российские компании с осторожностью смотрели на пустующие локации, но уже к концу года началась гонка за лучшими местами

По данным NF Group, на конец 2022 г. вакантность в торговых центрах Москвы еще оставалась высокой, в районе 15,6%. В I квартале ритейлеры начали активно заходить на свободные места, и уже в марте отмечался
дефицит качественных площадок на наиболее оживленных улицах. В Москве открываются магазины российских fashion-ритейлеров — Gloria Jeans, Lady&Gentleman City, Zarina, Befree, Love Republic и др. Активно наращивают присутствие турецкие (Ipekyol, Twist, NetWork, Club, Madame Coco) и китайские (Li-Ning, Anta Sports) сети.

Пока отраслевые эксперты отмечают некоторую сумбурность этого процесса. Ритейл расширяет торговые площади впрок, не особо обеспечивая качество такого роста. Товарная выкладка и оборудование разросшихся магазинов не всегда соответствуют площади. Это может оказать давление на выручку с квадратного метра, если компании оперативно не позаботятся о качестве торгового офлайн-пространства.

Облигации fashion-ритейлеров

На Московской бирже достаточно широкий спектр облигаций из непродуктовой розницы, но именно в сегменте одежды и обуви выбор не так велик. Можно выделить всего три компании-эмитента, которые в полной мере фокусируются на fashion-рынке: «Трейд Менеджмент» (сеть Lady & Gentleman), «Тами и Ко» (сеть Henderson) и OR GROUP («Вестфалика», «Пешеход», Emilia Estra, Rossita, Lisette).

Также можно выделить облигации маркетплейсов. У интернет-площадки КИФА, которая планирует дебютировать с выпуском на 150 млн рублей, около 80% оборота приходится на обувь, а оставшиеся 20% — на кожгалантерею, текстиль, одежду, детские товары и упаковку. Так что бумаги этого эмитента вполне можно отнести к рынку fashion.

Выпуск облигаций Дата погашения Купон Периодичность выплат Доходность к погашению
ОРГрупп1Р2 14.11.2024 12,0% 12
ОРГрупп1Р3 28.07.2024 11,5% 12
ОРГрупп1Р4 29.12.2024 11,0% 12
ОРГрупп2Р1 28.09.2025 12,6% 12
ОРГрупп2Р2 22.10.2025 13,5% 12
ОРГрупп2Р3 22.11.2025 16,0% 12
ОРГрупп2Р4 26.11.2025 14,0% 12
ХэндрснБ01 (Тами и КО) 25.03.2025 10,5% 4 13,6%
Л&Д БП1 (Трейд Менеджмент) 13.11.2023 14,0% 12 13,9%
Кифа, 001Р-01 (планируется) 16-16,5%

По итогам 2022 г. эмитенты отчитываются достаточно бодро. «Трейд Менеджмент» за год увеличил выручку почти на 40%, а чистую прибыль — в 2,6 раза. «Тами и Ко» пока отчитался только за девять месяцев. По имеющимся данным, эмитент также нарастил выручку на 26% и поднял чистую прибыль в 2,7 раза. В декабре агентство АКРА улучшило прогноз по кредитному рейтингу «Тами и Ко» на уровне BBB+(RU) до «позитивного».

Популярность облигаций из отрасли в начале 2023 г. также выросла. Среднедневной оборот в I квартале 2023 г. вырос в два раза относительно IV кв. 2022 г. и в четыре раза — относительно летних уровней. Премия за риск в составе доходности в I квартале сократилась на 200-300 б.п. При этом текущие доходности в районе 13,5–14% всё еще выглядят несколько завышенными, учитывая стабилизировавшуюся ситуацию в отрасли.

Не дождетесь!

Обзор массовых иномарок начнем со знака минус — с тех, кого мы точно не увидим. Volkswagen Tharu, субкомпактный кроссовер классом ниже Тигуана, в России прописаться не успеет, ждем 2021 года. В Kia раздумывают о перспективах модели XCeed на нашем рынке. Но уж если локализованы и продаются даже Picanto и имиджевый шутинг-брейк ProCeed, то псевдокроссоверу вряд ли откажут в «визе».

Узбекский Ravon в сентябре провел презентацию новых-старых моделей в честь перезапуска в России после полуторалетнего отсутствия. Прямо на мероприятии объявили о результатах продаж первых дней, однако в статистике АЕБ даже за ноябрь значатся нули. Так что не ждите скорого прихода обещанных новинок — перелицованных кроссоверов и седана Chevrolet.

Haval бодро начал со стильными кроссоверами F7 и F7x, перенес в Россию сборку рамного внедорожника Н9, но о будущем молчит. Будь обстановка на китайском рынке для нас более открытой, можно было бы строить предположения. Логичной выглядит локализация паркетника Haval H6 второго поколения, хотя сроки предположить сложно.

Сгущаются тучи над брендом Datsun. После низвержения Карлоса Гона в Ниссане затеяли смену стратегии и ценностей. Марка, возрожденная для бюджетников в разных странах, ожидаемых барышей не принесла. Поползли разговоры о ее конце. И Россия тут вряд ли станет исключением, если решение ­примут на самом верху.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Наши машины
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: